В марте в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» прошла выставка «Деревянный дом». Ее тематика понятна из названия: все, что связано с загородным строительством, причем не любым, а исключительно деревянным. Экспоненты – компании, представляющие различные услуги, связанные с собственно строительством и обустройством загородных домов. (Подробнее о выставке – «Как и из чего строить деревянные дома?»)

Что касается посетителей, то они по большей части люди, имеющие практический интерес. Тех, кого в профессиональных кругах называют «туристами» (то есть граждан, зашедших из праздного любопытства), на таких мероприятиях бывает немного.

Сотрудники портала «Поиск недвижимости RealSearch.Ru» (онлайн-сервис по поиску информации в сфере недвижимости, входит в группу компаний «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU») провели на выставке «Деревянный дом» опрос, целью которого было составить обобщенный портрет посетителей. Всего было опрошено 200 человек, люди в целом охотно отвечали на вопросы и рассказывали о своих обстоятельствах.


Своя рубашка
Для начала у посетителей поинтересовались, кого они представляют (организацию или самих себя) и с какой целью пришли на выставку. Как видно из приведенных ниже диаграмм, практически с трехкратным перевесом (73% против 27%) «частные лица» преобладают над «организациями».

Чуть более 29% опрошенных привел на выставку профессиональный интерес. Отметим кстати, что это число примерно совпадает с количеством тех, кто на первый вопрос ответил, что является представителем организации, а не частным лицом.

Чуть меньшее количество наших респондентов (26,4%) заявили, что пришли проконсультироваться со специалистами по частным вопросам. А 25,2% посетителей сказали, что хотят выбрать проект деревянного загородного дома.
Заметно меньшая (хотя все равно внушительная) часть опрошенных – 12% - пришли затем, чтобы выбрать строительную компанию.

Прочие варианты ответов были даны незначительным числом опрошенных – на уровне единиц процентов. Так, 2,3% еще пребывают в стадии сбора информации, целью 1,9% было посещение семинара или конференции, 1,6% ищут партнеров.

  
Нажмите для увеличения

Короче говоря, расклад тут получается таким: до 30% респондентов движимы профессиональным интересом, а порядка 65% (тут корректно будет сложить ответы №№ 2, 3 и 4) собираются строиться. По этой причине они проясняют для себя разные нюансы, а также выбирают проекты и застройщиков.


Земля есть, строительство – в планах
Далее респондентам был задан вопрос: «Планируете ли вы строительство деревянного дома?» Ответ оказался предсказуемым для подобного рода мероприятия – строить собираются 81,5% опрошенных. В принципе, немало оказалось и тех, кто делать этого точно не будет, – 14%. Однако обратим внимание на формулировку вопроса – мы интересовались строительством именно деревянного дома. Возможно, что среди ответивших «нет» есть немало тех, кто строиться собирается – но с использованием других материалов.

Не принес неожиданностей и следующий вопрос: «Есть ли у вас земельный участок?» Ответы «уже есть» и «собираюсь приобрести» в сумме собрали ощутимо более 90%. Однозначное «нет» сказали только 7,2%, еще чуть более 1% не пожелали отвечать на данный вопрос.

  
Нажмите для увеличения

Таким образом, подтверждается тезис о выставке как о сугубо практическом мероприятии, куда люди приходят для решения назревших проблем.


Занять не против каждый четвертый
Вопрос «Если вы намерены строить деревянный дом, назовите финансовый источник?» (на него отвечали только те, кто в общем и целом планирует подобное строительство) принес следующие плоды. Наибольшая часть (63%) думает обойтись только собственными деньгами. А вот остальные (их в сумме более четверти, а точнее – 26,7%) планируют деньги занять – либо взять в банке (потребительский кредит), либо в рассрочку у компании-продавца, либо у собственных родственников и друзей. Какие-то другие варианты продумывают еще 10,3% опрошенных, правда, они не стали раскрывать своих намерений.

Тут достойны внимания три момента. Первый – это то, что у большинства людей есть конкретные деньги на строительство дома, и это немалые суммы – несколько миллионов рублей. Второй – весьма существенна доля тех, кто готов влезать в долги. Это значит, что люди чувствуют уверенность в завтрашнем дне – несмотря на все разговоры о кризисе. Третий – что отсутствуют специализированные банковские продукты. Были бы (с привлекательными условиями) – клиенты наверняка бы предпочитали их, а не весьма спорные потребительские кредиты с высокими ставками.


Любовь к кирпичу не вышибить бревном
Задали респондентам и вопросы о том, как они представляют себе идеальный загородный дом. Сперва поинтересовались, какую технологию строительства деревянного дома люди считают наилучшей.

Предсказуемо победил клееный брус (31%) – это действительно очень хороший материал, с огромным количеством достоинств. Правда, недешев. А вот «серебряный призер» - оцилиндрованное бревно (19,5%) – высоким результатом обязан, видимо, как раз доступности по цене.

Некоторым сюрпризом оказались 4%, отданные кирпичу. А также 1,5% - пеноблокам. Вопрос был сформулирован о лучшей деревянной технологии, и тут такой ответ. Дело, вероятно, в традиционной любви россиян именно к кирпичным домам, и ничего с этим поделать невозможно.


Площадь дома
Затем участников опроса попросили назвать площадь дома, которую они считают наиболее оптимальной. Тут с огромным отрывом лидирует ответ 100 - 200 кв. м (66,5%). Такой размер действительно выглядит наилучшим, позволяя найти золотую середину между теснотой и огромными затратами – как на само возведение дома, так и на его последующую эксплуатацию. Отметим и приличный результат небольших (до 100 кв. м) домов – более 20%. Их сторонников почти вдвое больше, чем тех, кому нравятся дома в 200 и более метров.


И о личном…
И еще несколько вопросов, позволяющих уточнить портрет респондентов. Наблюдается некоторое превышение количества мужчин над женщинами – что ж, строительство всегда было более мужским занятием. Хотя и дамы если и отстают, то совсем не сильно.

Почти 80% пришедших на выставку состоят в браке, у 84,5% есть дети. Это тоже объяснимо: задумываться о строительстве собственного дома человеку свойственно уже после того, как личные проблемы решены.

На вопрос «Укажите, пожалуйста, кем вы работаете?» самым популярным ответом оказался «специалист/менеджер» (32,5%). А вот занявшие второе место с результатом 21,5% пенсионеры доказали, что общепринятое представление о том, что эта категория населения перебивается с хлеба на воду, не соответствует действительности. Видимо, не все у пенсионеров (или, по крайней мере, некоторой их части) так ужасно. С другой стороны, продать городскую квартиру и перебраться в загородный дом – это сегодня один из способов не только улучшить жизненные кондиции, но и получить денежную доплату.

На последующих местах среди опрошенных – начальство среднего звена, владельцы и топ-менеджеры компаний.

  
Нажмите для увеличения

  
Нажмите для увеличения


Портрет продвинутого дачника
Обобщая данные, полученные в ходе исследования, применяя широкие мазки, можно получить весьма симпатичный портрет посетителя выставки, который в ближайшей перспективе превратится во владельца загородного дома. Это высококвалифицированный специалист, как правило, семейный, имеющий детей. У него уже есть либо вот-вот появится земельный участок и собраны деньги на приобретение дома. Идеальный дом, с точки зрения респондентов, – площадью до 200 квадратных метров, строится он из бруса, в основном клееного (но и профилированный тоже сгодится), или оцилиндрованного бревна.

Все это наводит на мысль, что в России не все так плохо. Люди обзаводятся земельными участками, строят на них дома. «Попутно» работая, растя детей. И все они, заметим, не нефтяные олигархи, а самые обычные граждане. Включая пенсионеров.

    
 

Для справки:
Поиск недвижимости RealSearch.Ru - онлайн-сервис по поиску информации в сфере недвижимости. Содержит базу объектов, компаний и персон рынка недвижимости. Отличительной особенностью проекта RealSearch.Ru является собранная и проверенная вручную база данных.