Компании бойкотируют закон об энергосбережении
Изменить ситуацию сможет только осознание выгоды, а не «обязаловка»
В 2009 году Дмитрий Медведев на посту президента РФ поставил задачу сократить энергоемкость экономики на 40% к 2020 году. А уже до конца 2012 г. компании, совокупные затраты которых на потребление природных ресурсов (газ, уголь, дизельное топливо и т.п.), тепловой и электроэнергии превышают 10 млн руб. в год, обязаны пройти энергоаудит и получить энергетический паспорт, который требуется направить в Минэнерго (по 261-ФЗ об энергосбережении и повышении энергоэффективности).
Однако за несколько месяцев до указанного дедлайна компании фактически бойкотируют энергетическую паспортизацию. Среди предоставленных в Минэнерго паспортов более половины возвращаются обратно с отрицательным заключением.
На их фоне те, кто реально занимается энергосбережением и повышением энергоэффективности строительства и эксплуатации, выглядят белыми воронами. Однако уже по этим редким примерам можно увидеть результаты и понять, кому и какую выгоду приносит энергоэффективность. По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», пока компании не будут заинтересованы финансово, бойкот насаждаемой сверху энергоэффективности продолжится.
Экономия стимулирует
Основной довод, по которому энергоэффективные здания должны быть привлекательны для потребителей (как для покупателей жилья, так и для арендаторов коммерческой недвижимости) – снижение затрат на эксплуатацию. По словам председателя правления ассоциации «Гринстрой» Дмитрия Березуцкого, энергоэффективные здания за счет использования современного оборудования позволяют существенно снизить эксплуатационные расходы – до 40%.
Для этого они должны использовать не только альтернативные источники энергии, но и систему автоматизации, которая позволяет оптимизировать расход энергии в соответствии с заданными параметрами. «Это позволяет тратить меньше энергии на отопление, вентиляцию и кондиционирование в тех помещениях, где в данный момент не присутствует человек, управлять освещением по тому же принципу», - рассказывает эксперт.
Энергоэффективность в городе
Стратегия повышения энергоэффективности Евросоюза провозглашает целью к 2020 г. производить 20% энергии за счет возобновляемых источников. Немецкий город Унтершляйсхайм (Бавария, метрополия Мюнхен Норд) уже в 2012 г. этот план перевыполнил. 80,5% энергии в городе производится благодаря солнечным батареям и главным образом геотермальной системе отопления. Может показаться удивительным, но затраты на геотермальную энергетику окупились всего за шесть лет, хотя изначально назывался срок в 10 – 12 лет, рассказал бургомистр города Рольф Цайтлер на круглом столе в НИУ «Высшая школа экономики».
Город отапливается геотермальными водами, которые пролегают на глубине 2 км, их температура составляет 80 градусов по Цельсию. Сейчас в городе функционирует 10 геотермальных установок, еще восемь строятся.
Потребности в электроэнергии обеспечивают солнечные батареи, правда, этот способ здесь является вспомогательным, а не основным. Тем не менее в городе с населением немногим более 200 000 человек установлено 11 000 солнечных панелей. Главное, благодаря чему развивается солнечная энергетика в городе, – экономическое стимулирование жителей. Например, жители домов, в которых установлены солнечные батареи, за обычную электроэнергию, которую все же приходится докупать, платят по сниженным тарифам. А если люди уезжают в отпуск, и солнечная батарея работает «впустую», излишки энергии не пропадают, а питают местную электростанцию, за что владельцы батареи получают деньги.
Энергоэффективность в зданиях: расходы на 80% ниже
Пока в России мало зданий, показательных с точки зрения применения технологий энергоэффективности, некоторые из них были перечислены в статье «Строительство и экология пока далеки друг от друга». Однако энергоэффективное строительство развивается, и на рынок выходит все больше новых проектов. Например, новинка 2012 года – энергоэффективный бизнес-центр класса А Premium West (девелопер «ГЕМА Инвест»), строящийся на территории одноименного бизнес-парка (в районе развязки Можайского шоссе и МКАД).
Сумма инвестиций в проект составляет 450 млн руб. Эксплуатационные расходы на отопление в зимний и охлаждение в летний период, по прогнозам компании, будут примерно на 80% меньше, чем в обычных офисных центрах.
Под зданием в отличие от города Унтершляйсхайм нет геотермальных вод. А в качестве источника тепла используется сама по себе разница температур над землей и на большой глубине от поверхности. На глубине 100 м в любое время года температура составляет около 7–9 градусов по Цельсию, именно на эту глубину строители пробурили 400 скважин. По геозондам, расположенным в скважинах, циркулирует жидкость, которая на глубине приобретает соответствующую температуру. Затем в тепловом коллекторе в подвале здания теплоноситель отдает свою температуру фреону, который за счет сжатия может быть нагрет до 80°С.
Также в здании запланирована система инфракрасного терморегулирования, благодаря которой тепло будет направляться непосредственно на находящихся в нем людей в отличие от традиционного конвекционного принципа терморегулирования, при котором приходится обогревать весь воздух в помещении. Кроме того, в бизнес-центре будет применена технология диммирования – автоматической регулировки яркости искусственного освещения в зависимости от интенсивности естественного света, а в коридорах запланированы светильники с датчиками движения.
Девелопер рассчитывает на интерес к своему проекту прежде всего со стороны западных компаний. «Наибольшую часть арендаторов, по нашим прогнозам, составят компании либо с иностранным менеджментом, либо с иностранными учредителями. Они всегда демонстрируют интерес к энергоэффективным проектам. В Европе уже привыкли к экологичным бизнес-центрам, арендаторов не нужно убеждать в том, что энергоэффективность – это хорошо, – отмечает директор по развитию компании «ГЕМА Инвест» Елена Семенихина. – Кроме того, нашими арендаторами могут быть компании, у которых руководитель или владелец – космополит, часто путешествующий по миру и поддерживающий последние мировые тенденции зеленого строительства».
Солнечные батареи не подходят России
В сфере жилой недвижимости одним из наиболее «раскрученных» проектов является «Активный дом» компании «Загородный проект». Отопление и горячее водоснабжение в доме предусмотрено через геотермальный тепловой насос и солнечные коллекторы. Все инженерные системы интегрированы в единую автоматизированную систему управления домом, которая позволяет измерять и контролировать температуру, освещенность, уровень СО2 и влажности.
Дом по технологии Active House уже построен в «Западной Долине». Этот дом является опытным образцом. В декабре 2011 года в него заселена семья с тремя детьми, на основе их энергопотребления девелопер тестирует системы, используемые в доме, на экономичность. «Если говорить о первых результатах, то из всех систем, установленных в доме, лучше всего проявили себя солнечные коллекторы Velux и система вентиляции с рекуперацией Zhender», - рассказал порталу www.irn.ru руководитель проекта «Активный дом» Дмитрий Макаров. С помощью солнечных коллекторов вырабатывается тепло для нагрева воды, которая может использоваться для горячего водоснабжения и для отопления. По расчетам создателей «Активного дома», солнечные коллекторы должны обеспечивать 70% годовой потребности в горячем водоснабжении и до 10% годовой потребности в отоплении. Например, даже в октябре (далеко не самом солнечном месяце) коллекторы произвели 520 кВт.ч., тем самым сэкономив для жильцов около 2000 руб.
«А вот солнечные батареи, установленные в «Активном доме», показали более низкую эффективность, - признается эксперт. - Это обусловлено малым количеством солнечных дней в Подмосковье в зимнее время и отсутствием технологических условий передачи энергии в сеть. Тепловой насос, напротив, показал высокий уровень эффективности, однако его использование на газифицированных территориях при текущей стоимости газа в России экономически нецелесообразно».
Стоимость потребляемой электроэнергии из сети на обеспечение всех функциональных систем, включая горячую воду, по расчетам разработчиков проекта, составит около 12 000 руб. в год (семья из пяти человек, размер дома – 230 кв. м). «Для сравнения – такая эксплуатация электросети по стандартным расценкам обойдется примерно в 225 000 рублей в год», – утверждает Дмитрий Макаров.
Простая экономия
Технологии, если не энергоэффективности в полной мере, то как минимум энергосбережения, начинают использоваться и в строительстве многоквартирных домов. Неделю назад, 15 августа, в Тюмени эксперты представили первые итоги реализации программы по энергосбережению в регионе. При проектировании пилотных энергоэффективных домов в 3-м Заречном микрорайоне города альтернативные источники энергии не применялись. Зато в них были заложены более простые и дешевые решения: датчики движения, светодиодное освещение, автоматизированные системы управления теплоснабжением. «Регулирование теплопотребления на уровне дома осуществляется тепловыми пунктами и балансировочными клапанами на стояках, которые установлены в подвалах домов. На уровне отдельной квартиры – радиаторными терморегуляторами. Последние позволяют регулировать температуру в квартире в индивидуальном порядке», – рассказывает Дмитрий Куртеков, региональный представитель компании «Данфосс» в Тюменской области. Жители домов 3-го Заречного микрорайона ежемесячно экономят на коммунальных счетах около 30%.
По словам директора Ассоциации ТСЖ Московской области Сергея Белолипецкого, для уже существующих многоквартирных домов в России использовать альтернативные источники энергии экономически нецелесообразно. По его подсчетам, использование солнечной энергии в Московском регионе не окупится и за 10 лет. Зато различные системы автоматизации дают хороший результат. Как показала практика, в домах, где ТСЖ установили автоматические системы регулировки теплоснабжения, они окупились уже в первый отопительный сезон.
В 2011 г. правительство Москвы, МНИИТЭП и компания «Данфосс» завершили эксперимент в Москве. С 2008 г. в трех домах на улице Обручева в рамках городской программы капитального ремонта была проведена реконструкция, включающая монтаж навесных вентилируемых фасадов и установку пластиковых окон, чтобы они соответствовали современным стандартам по теплоизоляции. В одном из домов никаких дополнительных работ по модернизации системы отопления не проводилось, и потребление тепла не снизилось, несмотря на хорошую теплоизоляцию. Как отмечают эксперты, зимой 2010 - 2011 гг. теплопотребление оказалось даже на 1,9% выше, чем в предыдущий отопительный сезон. В другом доме, в котором была проведена комплексная реконструкция системы отопления, потребление тепла, по словам заместителя директора по взаимодействию с органами власти и управления «Данфосс» Павла Журавлева, снизилось на 44,6%, то есть почти вдвое.
В чем выгода для девелоперов?
В сегменте коммерческой недвижимости строительство энергоэффективных зданий уже сейчас экономически оправданно и интересно девелоперам, так как является серьезным конкурентным преимуществом. Целевая аудитория потенциальных арендаторов офисов в зеленых бизнес-центрах – это западные компании, которые пропагандируют стратегию корпоративной социальной ответственности, и российские компании, ориентированные на западных клиентов. Среди арендаторов, заботящихся о социально-экологических аспектах, можно назвать, например, Deutsche Bank и Siemens. Соучредитель и член правления Совета по экологическому строительству в России (RuGBC) Алексей Поляков после объявления тендера на строительство офиса для Deutsche Bank заметил буквально волну обращений в совет со стороны строительных компаний. Они хотели узнать, как сделать их предложения соответствующими запросам банка.
Сторонники строительства энергоэффективных офисов подчеркивают, что речь идет о спросе среди высококлассных арендаторов, именно они предъявляют такие требования к офису. Они же обычно являются наиболее стабильными и платежеспособными – въезжают надолго и платят исправно. К тому же улучшение показателей энергоэффективности позволяет поднять арендные ставки – экономия на эксплуатационных расходах покроет этот рост. Кроме того, для арендаторов размещение в зеленом офисе также является преимуществом – компания может позиционироваться как экологически и социально ответственная, это может стать «фишкой», которая будет выделять их на фоне конкурентов. «Можно всех удивлять уникальными интерьерами и золотыми унитазами. А на Западе, например, уже удивляют унитазами, в бачок которых идет слив из умывальника, что позволяет экономить потребление воды», – говорит Алексей Поляков.
По словам Елены Семенихиной («ГЕМА инвест»), интерес к энергоэффективным технологиям может возникнуть лишь у тех девелоперов, которые сами эксплуатируют здания, а не строят исключительно на продажу. Они считают не только затраты на строительство (которые возрастают на 10-15%), но и последующие эксплуатационные расходы.
А вот в сфере жилой недвижимости столь всесторонние экопроекты пока обходятся слишком дорого и с трудом окупаются при эксплуатации. Себестоимость построенного «Активного дома» составляет 37,5 млн руб., а его стоимость на рынке – 40 млн руб. При такой цене ожидать высокого спроса не приходится. Конечно, при массовом строительстве «умных домов» этот показатель снизится, но это дело времени. Тем не менее тот же «Загородный проект» объявил о планах запуска массовой версии «Активного дома». Как заявил Дмитрий Макаров в ходе онлайн-конференции на IRN.RU, стоимость дома площадью 150-200 кв. м с инженерными системами и внутренней отделкой не превысит 50 000 руб./кв. м.
Таким образом, экономическая целесообразность – главный аргумент в пользу энергосбережения как для девелоперов, так и для потребителей. По мнению специалистов www.irn.ru, строить энергоэффективные офисы выгодно девелоперам, которые сами управляют проектом. Они выигрывают от существенного сокращения эксплуатационных издержек, а также от повышения конкурентоспособности таких офисов. В сфере жилья целесообразность подобных проектов пока под вопросом, но если строительство станет дешевле, оно вполне может перебраться в массовый сегмент.
Проект | Расположение | ГК | Комнатность |
---|---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | 2 кв. 2027 г. | Студии, 2-4-комнатные квартиры площадью 21 - 91 м2 |
Проект | Расположение | Специальное предложение |
---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | Старт продаж |