Торговая недвижимость Москвы эволюционирует от супермаркетов до аутлетов
Картина маслом: девелоперы ставят на новый для России формат ретейла
Один из первых построенных на МКАДе крупных торговых центров «Вэймарт» уже полгода проводит постепенную реконцепцию. Цель девелопера – компании «Вэй М» – не закрывая объект, превратить его в современный аутлет, соблюдающий все принципы, присущие ведущим западным образцам этого формата торговли. Главное правило, которое должно прийтись по вкусу потребителю, – сюда будут допускаться только брендовые товары, скидки на которые составят не менее 30% от обычной розничной цены в бутиках и сетевых магазинах фирмы.
Одновременно с проведением реконцепции аутлет получил и новое название – «БрендСити». Девелоперы объекта позиционируют свое детище как первый и пока единственный работающий аутлет-центр в России. Правда, отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости», вокруг Москвы есть еще три известных проекта аутлетов – «Белая дача», Fashion House, «Внуково».
«Если 20 лет назад советские люди слабо представляли себе, что такое гипермаркет, то сейчас россияне, поездив по миру, хорошо знают современные форматы аутлетов и готовы воспринять их на родине», – считает партнер, генеральный директор «БрендСити» Вячеслав Шикулов. Для столицы вопрос приобретения товаров не по заоблачным ценам действительно остается актуальным, считают в www.irn.ru: темпы открытия новых торговых площадей в городе упали до минимума. А плохо организованную торговлю вообще изгоняют (подробнее см. «Торговая недвижимость в Москве: эпоха наведения порядка»).
Краткие факты
Девелопер «БрендСити» – компания «Вэй М» – построила ТРЦ «Вэймарт» в 2002 г. Он расположен на пересечении Каширского шоссе и МКАД (26 км МКАД). Период реконцепции должен пройти с III кв. 2011 г. по IV кв. 2012 г. Объем инвестиций в проект составил более $130 млн (с учетом $23 млн, вложенных в реконцепцию. Как отмечают специалисты www.irn.ru, в эту сумму входят даже рекламный бюджет реконцепции). Общая площадь – 30 000 кв. м. Торговая площадь (GLA) – 26 000 кв. м. Количество магазинов – 60. Объект располагает автостоянкой на 2000 машино-мест. Якорные арендаторы: «Стильпарк», «Космик», «Спортмастер», «Старик Хоттабыч», «М.Видео».
Для сравнения:
Аутлет | Местоположение | Площадь | Девелопер |
---|---|---|---|
Белая дача Outlet Village | г. Котельники, 14 км МКАД | 38 000 | «Белая Дача» |
Аутлет-центр Fashion House | Ленинградское ш., 15 км от МКАД | 28 765 | Fashion House Development |
«Внуково» Outlet Village | Киевское ш. | 26 252 | ООО «Диона» |
Источник: NAI Becar
Не путаться в терминологии
Аутлет (Outlet или Outlet Center) – это торговый центр или магазин, в котором распродаются остатки брендовых коллекций предыдущих сезонов со значительными скидками, от 30% до 70%, с полным соблюдением размерного ряда и качества. Бывают исключения: например, в «БрендСити» дисконт в магазине «Кофейная кантата» составляет всего 7%. «Такие товары, как кофе или золото, являются биржевыми, поэтому большие скидки на них невозможны», – поясняет Шикулов.
Аутлеты различаются по месту продажи: factory outlet распродает нереализованную продукцию прямо на фабриках, где она производится; а outlet-mall распродает продукцию, залежавшуюся в магазинах или бутиках.
В зависимости от числа магазинов аутлеты можно разделить на торговые центры, в которых может быть множество бутиков, распродающих товары различных брендов, и монобрендовые аутлеты, распродающие коллекции только одного бренда. В сравнении с торговым центром в аутлет-центре обычно представлены коллекции прошлых сезонов и предложения для клиентов широкого ассортимента круглый год по более низким ценам и без суеты и торопливости периода распродаж.
Аутлет-центр существенно отличается от дисконтного магазина, в котором представлены только специальные предложения по отдельным видам товаров, ограниченные в количестве и времени. Дисконтные магазины могут предлагать узкий ассортимент (обычно в магазинах небольшой площади) или товары низкой категории с дефектами. Дисконтные магазины не предлагают коллекции последнего сезона.
Европейские лидеры рынка аутлетов
Девелопер | Количество аутлетов | Торговая площадь, кв.м |
---|---|---|
McArthurGlen | 19 | 420 000 |
Neinver | 11 | 195 000 |
Realm | 12 | 185 000 |
GVA Outlet (Fashion House) | 9 | 161 599 |
Value Retail | 9 | 161 000 |
Concept & Distribution | 9 | 120 000 |
Freeport | 3 | 115 000 |
Источник: «БрендСити»
Рынок аутлетов в Европе развивается достаточно активно. По некоторым прогнозам, к 2014 г. их рост составит не менее 35% и объем достигнет 3,5 млн кв. м действующих торговых площадей (220 аутлетов).
Европейские аутлет-центры все больше отвечают потребностям покупателей и оправдывают их ожидания. На их территории работают фуд-корты, зоны развлечений, включая кинотеатры и детские развлекательные центры.
По словам Вячеслава Шикулова, новая концепция «БрендСити» предусматривает концентрацию именно на магазинах, а не на развлекательной части, которая обычно присуща торгово-развлекательным центрам. Хотя «Космик» остается одним из якорных арендаторов аутлета, предлагая широкий выбор развлечений. «Отказываться от него мы пока не собираемся», – сказал он.
Преимущества для покупателей
Как в Европе, так и в России покупатели не готовы платить полную стоимость вещей известных брендов. Активно развивающиеся интернет-магазины, предлагающие широкий выбор и меньшую стоимость товара, проигрывают стандартным магазинам в силу того, что при заказе вещь нельзя примерить. Кроме того, в обычные дискаунтеры фирмы чаще всего отправляют товар с дефектами, а персонал и оборудование комплектуют «по остаточному принципу», говорит управляющий директор «БрендСити» Беатрис Пюбелье.
По ее словам, аутлеты, напротив, дают возможность покупать товары из прошлых коллекций по хорошим ценам; здесь нет ажиотажа в период распродаж, а качество обслуживания не уступает бутикам. Зато есть шанс открыть для себя новые бренды, полные цены которых слишком высоки.
Работа с арендаторами
Основные требования к арендаторам по концепции «аутлет» изложены в подписанных новых договорах аренды. Контроль за соблюдением условий договоров осуществляется путем разработки и внедрения системы критериев оценки основных показателей работы аутлет-магазинов. Особое внимание уделяется контролю за поддержанием арендаторами достаточного количества товаров в магазине, за разнообразием ассортимента, за наличием требуемого размерного ряда и уровнем предоставляемых покупателям постоянных скидок.
Менеджмент аутлет-центра активно взаимодействует с арендаторами, оказывает им поддержку в организации работы в новом формате аутлета, участвует в мерчендайзинге и наполнении магазина, включая контроль за складским запасом и регулярную проверку наличия товара.
В 2011 г. в «БрендСити» первыми открыли аутлет-магазины такие известные бренды, как Samsonite, Baldinini и All Seasons. Большинство магазинов полных цен были успешно переформатированы в аутлеты, с подписанием новых договоров, сменой вывесок, корректировкой ассортимента и ценовой политики. Одиннадцать существующих ранее магазинов в настоящее время работают в формате аутлета.
Владельцы «БрендСити» рассчитывают и на приход новых мировых и российских брендов. В частности, привлечение новых мировых марок входит в обязанности Беатрис Пюбелье. В течение 10 лет она работала в Value Retail Group, где получила богатый опыт, связанный с созданием концепций и запуском бутик-городков в странах Европы. Первым проектом, в развитии которого она принимала участие, стал бутик-городок «Ла Валле Виляж» (La Valle Village), расположенный в 35 минутах от Парижа и в 5 минутах от Диснейленда, на территории которого открыты более 95 роскошных бутиков самых известных французских и международных брендов. Работая в Value Retail Group, Беатрис Пюбелье участвовала также в реализации проекта по запуску Maasmechelen Village в Бельгии, а также занималась усовершенствованием процесса открытия новых аутлет-магазинов в Bicester Village в Великобритании. В рамках этих двух проектов были открыты более 200 бутиков таких люксовых брендов, как C