Парковки в Москве: часть II. Цена вопроса и вопрос цены
Наивный взгляд здравого смысла на неразрешимую проблему
Власти столицы сделали еще один шаг, чтобы московские парковки, во-первых, появились; во-вторых, стали рентабельными; в-третьих, оказались удобными для пользователей. В соответствии с планами, в объектах гаражного назначения до 15% можно будет использовать под коммерческие площади. Что в них может быть запланировано, что построено, а что и как использовано, уже описано в статье «Парковки в Москве: как организовать, где строить». Это может стать первым шагом к решению гаражно-парковочных проблем столицы, считают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости».
И сколько будет стоить такая парковка?
Ответ на этот вопрос даст жизнь и ее движущая сила – экономика. Но начать размышлять об этом можно с голой эмпирики, посмотрев на существующие ориентиры.
Для справки: по данным городских властей, Москва обеспечена парковками лишь на 35%. В столице официально зарегистрировано более 4,2 млн автомобилей, а число парковочных мест, организованных в городе, составляет всего около 1,38 млн.
Первый ориентир
Сколько город планирует брать после введения в центре Москвы платных парковочных мест на улицах? Ориентировочно 50 руб./час. Автомобилисты-правозащитники доказывают, что справедливая стоимость часа – максимум 20 руб.
Но не стоит рассуждать о справедливой и несправедливой цене. Тем, кто еще не заметил, надо запомнить: реальность не имеет никакого отношения к справедливости.
«Принято решение о том, что с 1 января 2013 г. в пределах Бульварного кольца на улично-дорожной сети по специально размеченным парковочным местам, утвержденным и согласованным, будет введена оплата», - сообщил недавно глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов, передает «Интерфакс». По его словам, в первую очередь плата будет взиматься на тех парковочных местах, которые создают дополнительные ограничения по движению другого транспорта. «Принято предварительное решение, что плата составит 50 руб. в час», - отметил Ликсутов, добавив, что стоимость парковки не будет зависеть от ее месторасположения.
Он рассказал, что до 1 сентября этого года планируется оформить всю необходимую нормативную базу, позволяющую взимать плату за парковку на улично-дорожной сети. Глава департамента добавил, что власти не намерены сокращать в центре Москвы существующее количество разрешенных мест стоянки.
Пилотный проект по введению платы за парковку будет запущен 1 октября 2012 года. «Мы выбрали Каретный ряд, Петровку и Театральную площадь, с 1 октября на этих улицах в тестовом режиме будет взиматься плата за парковки», - рассказал Ликсутов. По его информации, в этом районе располагается около 1100 машино-мест, до 35% автомобилей паркуются с нарушениями правил дорожного движения, сообщает он.
Обещано, что москвичи смогут оплачивать парковку автомобиля по мобильному телефону, послав СМС на короткий номер с указанием госномера своего транспортного средства, или с помощью предоплатной карты. По словам Ликсутова, в Москве будут созданы особые тарифные зоны, в которых оплата будет производиться на особых условиях: «Это в первую очередь крупные торговые центры, места, где особая востребованность в парковочном пространстве. Там будет ограничено максимальное время нахождения автомобиля на парковке».
Информация о свободных местах для парковки как на улично-дорожной сети, так и в капитальных парковках будет поступать через специальные информационные системы, включая штатные и нештатные навигаторы в автомобилях, обещают власти.
Другой ориентир
Во что обойдется штраф за неправильную парковку? Пока – в 100-300 руб. Но уже с первого июля – в 3000 руб.
Вот это уже существенно. Если платить по 50 руб. в час (400 руб. за восьмичасовой рабочий день) кое-кто может выдержать, то дважды в день платить по 3000 руб. – это много даже для богатого человека. Стоит все-таки поискать официальную парковку поблизости, чем бросать машину где попало.
Интересно: в ТЦ «Гагаринский» на ул. Вавилова есть двухэтажная подземная бесплатная парковка. Но она вечно на две трети пустует. Посетители ТЦ обычно не замечают въезд в нее либо считают ниже своего достоинства спускаться под землю, предпочитая бросать машины на проезжей части. Аналогичная ситуация – около ТЦ «Атриум» на площади Курского вокзала.
«Я считаю, что в историческом центре города парковка автомобилей должна быть платной. Что касается 50 руб. в час, то это абсолютно запредельная цифра», - заявил «Интерфаксу» координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Он отметил, что представители автовладельцев производили расчеты на основе европейских методик (соотношение цены паркоместа и среднедневной зарплаты), которые показали, что адекватная цена за час парковки – от 10 до 20 руб.
Примечание: IRN.RU уже напоминал, что справедливость и реалии находятся в разных плоскостях. Телеведущий даже на Первом канале зарабатывает несравнимо меньше коллеги из CBS. Ну и что? А как изменится обстановка после Grexit?
«И не должно быть никаких исключений, ведомственных кусков земли, надо предусмотреть, чтобы нельзя было арендовать пустое место, потому что есть риск, что люди могут платить за весь день вперед, а место будет пустовать. Нужно такого избежать и сделать так, чтобы на любое свободное место можно будет поставить машину вне зависимости, заплатил за него кто-то или нет», - отметил Шкуматов. По его мнению, эти деньги должны идти не в бюджет города, а на оплату труда людей, обслуживающих парковку.
В аналогичном духе оценил нововведения столичных властей и координатор Федерации автовладельцев России (ФАР) Андрей Орел. «Если будут созданы условия для нормальной парковки, то, в принципе, это нормальная мера. Сумма, мне кажется, великовата. Если бы плата была 20-30 руб. в час и гарантировалось нормальное паркоместо, то почему бы и нет. А вот 50 руб. – это перебор, особенно в условиях, когда нет гарантии, будут ли парковки в итоге обеспечены как положено и охраняют ли машину за эти деньги. В общем, идея хорошая, но денег хотят, как всегда, много», - заявил он «Интерфаксу», комментируя инициативы столичного правительства.
Третий ориентир
По данным Praedium Oncor International, стоимость аренды одного машино-места в наземном паркинге бизнес-центра класса А составляет столько же, сколько и в подземном: $350-700 в месяц. В районе СК – ТТК арендная ставка колеблется в интервале $232-300 в наземном паркинге и около $400-500 в подземном. Арендаторам офисов между ТТК и МКАД аренда места в наземной парковке обходится в $175-400, в подземной - $150-433. Наиболее привлекательные ставки аренды машино-мест предлагаются в паркингах бизнес-центров, расположенных в районе МКАД и далее в область: наземная парковка (в т.ч. и открытая) обойдется в $70-200 и $250-400 - в подземном паркинге. Все ставки приведены за одно машино-место в месяц без учета НДС.
Обеспеченность бизнес-центров в Москве парковками
Расположение | Парковочный коэффициент фактический | Парковочный коэффициент по классификации | Стоимость м/места, $ / мес., не вкл. НДС | Базовая ставка аренды офисных помещений, $ / кв.м / год | |
---|---|---|---|---|---|
в подземном паркинге | в наземном паркинге | ||||
Внутри СК | 1/75 - 1/115 | 1/100 | 350 - 700 | 500 | 800 - 1500 |
СК - ТТК | 1/70 - 1/150 | 1/80 | 400 - 500 | 232 - 300 | 600 - 1200 |
ТТК – до МКАД | 1/55 - 1/150 | 1/60 | 150 - 433 | 175 - 400 | 355 - 800 |
Далее в область | 1/20 - 1/60 | 1/30 - 1/40 и более | 250 - 400 | 70 - 200 | 380 - 600 |
Источник: Praedium Oncor International
Но вот здесь нельзя забывать, что даже соблюдение правильного парковочного коэффициента (соотношение офисной площади и количества машино-мест) в центральных районах города при строительстве бизнес-центров класса А не гарантирует отсутствия транспортных проблем. При возможности оставить машину на прилегающей территории руководство компаний не видит необходимости арендовать для сотрудников парковочные места по высоким ставкам аренды, вследствие чего паркинги большинства бизнес-центров заполнены не полностью. Однако ситуация может кардинально измениться, если правительством Москвы будет принято постановление, предусматривающее отмену бесплатной парковки на проезжих частях улиц и закрытие доступа на все дворовые территории шлагбаумами (подробнее об этом см. в статье «Как защитить свои парковки от чужих автомобилей»). В результате могут значительно вырасти и арендные ставки на машино-места в паркингах, а также - значительно уменьшиться доля вакантных мест на парковках.
Но если грамотно разработать типовой проект паркинга (см. «Парковки в Москве: как организовать, где строить»), в котором часть площадей будет предусмотрена для коммерческих целей, грамотно увязать архитектурные, планировочные, технические решения с потенциально сильным бизнес-планом, то вполне можно будет найти решение, удовлетворяющее как потребителей, так и инвесторов, считают в www.irn.ru.