Еще 300 верст дорог в Москве
Строительство, трассы, парковки и исторический центр
Градостроительная политика в Москве при новой власти будет концентрироваться на решении дорожных проблем, которые давно назрели. Такой вывод делают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», рассматривая итоги заседания коллегии стройкомплекса города по итогам 2010 г. в пятницу, 11 марта.
Главные итоги: внимание к парковкам – превыше всего, судя по массированности сообщений по этому вопросу. Кроме того, власти Москвы планируют расширить МКАД и съезды с нее. Всего в городе должно быть построено около 300 км новых дорог. А вот Четвертое транспортное кольцо будет усечено. Для него вроде нашли новый оптимальный маршрут. Без подробностей, правда.
Решить «пробочную» проблему к весне (как мэр Сергей Собянин собирался осенью) не удалось. В общем, никто этого и не ждал. Работа затягивается.
Дороги, парковки…
Заместитель мэра Марат Хуснуллин на заседании доложил о планах строительства парковочных мест в Москве на 2011 г. «В 2011 г. мы планируем построить 154 новых многоуровневых парковок на 51 000 машино-мест», – сказал он. Одновременно по программе «Народный гараж» предполагается построить 129 объектов на 50 000 машино-мест.
В 2011 г. в Москве будет построена одна перехватывающая парковка на 1000 машино-мест, а на 22 площадках объектов социальной сферы предполагается разместить еще 4000 машино-мест. Также в планах московских властей создание в ближайшей перспективе 428 000 организованных парковочных мест внутри столичных кварталов.
Облегчит ли это положение? Ненамного, полагают аналитики www.irn.ru. Пример ТЦ «Гагаринский» на пересечении ТТК и ул. Вавилова уже приводился в статье «Эмбарго на строительство в центре: похоже, к лучшему». Можно повторить: владельцы центра расширили съезд с ТТК для облегчения транспортной ситуации, которая с момента его открытия ухудшилась в разы. Построен бесплатный подземный паркинг. И все равно все – от частных машин до «газелей», на которых в ТЦ привезен товар, – стремятся припарковаться прямо у входа. Часто в два, а то и три ряда. Долгая остановка трамвая, в который заходят сразу десятки людей с покупками из «Ашана», дополнительно сдерживает поток движения; водители не помнят главного правила – не выезжать на перекресток, если не уверен, что можешь его покинуть до перемены сигнала светофора. А подземный паркинг едва ли заполнен наполовину – скорее на треть. Реакция полицейских – ноль.
У полиции более важные задачи. За последнюю неделю более 100 незаконных паркингов закрыто в Москве, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. По городу прошел рейд по выявлению незаконных автомобильных парковок, который проводили сотрудники департамента совместно со столичным управлением ГИБДД.
«Выставленные на тротуарах и проезжей части всевозможные ограничители, обозначающие парковочные места, квалифицируются не иначе как самозахват участков городской улично-дорожной сети. Подобные автостоянки без каких-либо разрешений стихийно возникают у различных учреждений, офисов и ресторанов, магазинов, театров и других заведений», – подчеркнули в департаменте.
Но это всего лишь рейды, пусть, по заверению неназванного сотрудника департамента, они будут регулярными. А как наладить повседневный контроль за неправильно припаркованными машинами? Нужна политическая воля: заставить полицию «гонять» таких водителей. Когда по Маросейке и Покровке от Старой площади к Садовому кольцу едет кто-то из членов правительства, его эскорт движется исключительно по встречной полосе, предназначенной только для общественного транспорта. Почему? Потому что обычная дорога в два ряда занята припаркованными автомобилями. Но ими никто не занимается. В результате все стоят: выезд на Садовое кольцо с двух сторон перекрыт, а само Садовое пропускает кортеж.
Вспоминаются французские фильмы «Укол зонтиком», «Профессионал», американские аналоги: полицейские легко штрафуют незадачливых водителей, бросивших машины в неположенном месте. Квитанция под стеклоочиститель – и все дела. Можно оспорить штраф в суде, но для этого нужно на день отпроситься с работы (так сказать, неоплачиваемый отгул). А размер дневного заработка обычно немного выше суммы штрафа. Хотя с каждым штрафом увеличивается плата за обязательную страховку… Вот и считайте. (Подробнее см. статьи «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве», «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок» и «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок».)
Всего на сегодняшний день в Москве реализуется 1300 мероприятий, которые дадут городу 60 000 парковочных мест вдоль проезжей части общей площадью почти 900 000 кв. метров, заявил Хуснуллин. В городе ведутся работы по строительству заездных карманов для общественного транспорта общей площадью 230 000 кв.м. «Кроме того, мы проводим также 514 мероприятий по расширению проезжей части. В общей сложности она у нас увеличится почти на 600 000 кв.м», – пояснил он.
Парковки, дороги
На рассмотрении у городских властей находится 126 проектов организации новых дорог, сообщает «Интерфакс». По оценке заммэра, эти мероприятия обойдутся городской казне более чем в 12 млрд руб. Глава стройкомплекса пообещал мэру, что в ближайшие дни ему на рассмотрение будут представлены дополнительные программы по локальным дорожным мероприятиям в городе. «Это и расширение МКАД, и расширение существующих вылетных магистралей, и дороги, связывающие собой микрорайоны», – сказал заммэра. В беседе с журналистами заммэра пояснил, что МКАД будет расширяться и в сторону Москвы, и в сторону области. «Где возможно – на две полосы, – пояснил он. – Первоочередная задача – расширить съезды. Сама МКАД сегодня едет».
А вот Четвертое транспортное кольцо в Москве построят в «усеченном» варианте. «То, что начато, достроим», – уточнил Хуснуллин. Затем, по его словам, магистраль пойдет по другому маршруту – «более оптимальному, менее дорогому». Никаких подробностей о возможном новом маршруте чиновник не привел.
По его мнению, для решения транспортной проблемы Москве нужен как минимум 1 трлн руб., а стройкомплекс получает в год всего 200 млрд руб. «Мы просто определили приоритеты. Мы считаем, что можно достичь большего эффекта при проведении тысяч локальных мероприятий – строительство небольших эстакад, дополнительных дорог, – подчеркнул заммэра. – Это дает больший эффект, чем строительство пяти-шести крупных инфраструктурных объектов, каждый стоимостью более 30 млрд руб.», – пояснил глава стройкомплекса.
Для сравнения: первый вариант строительства Лефортовского тоннеля по смете должен был обойтись Москве в $2,1 млрд. Когда из больницы вышел после огнестрельных ранений тогдашний (ныне покойный) глава «Ингеокома» Михаил Рудяк, он предложил вариант за $900 млн (сейчас около 30 млрд руб.), не отступая от проекта. Его предложение было принято. Положа руку на сердце, разве без этого тоннеля было бы лучше?
Дороги, парковки, машины
Есть и другой вариант облегчения дорожной ситуации – по сюжету Михаила Жванецкого: «Надо, чтоб нас меньше было». То есть вести политику так, чтобы автомобили в центр города не заезжали. Прежде всего, ограничить строительство здесь торговых и офисных центров.
Любой житель центра будет кричать, без шуток, этой политике «Ура!» и размахивать трехцветными флагами, но только тогда, когда решатся вопросы об автомобилях сотрудников, работающих в уже построенных бизнес-центрах. Они же все равно будут продолжать загромождать дворы близлежащих домов, так что не то что карете скорой помощи не проехать, а пенсионерке с пакетом молока не протиснуться.
Переориентация на строительство в пределах ТТК исключительно жилья и гостиниц (кроме уже строящихся объектов), наверное, правильна. Тем более что в целом объем незавершенного строительства в Москве превышает 1 трлн руб.
Дороги инвестиции
«Задача этого года – с учетом тех мероприятий, которые мы запланировали, сократить объем незавершенного строительства на 556 млрд руб.», – подчеркнул Хуснуллин.
Он выступил за ужесточение ответственности подрядчиков за невыполненные обязательства. «В прошлом году у нас таких подрядчиков было более десятка. К сожалению, по первым аукционам в этом году мы должны сказать, что ситуация не изменилась. Заявляются на аукционы подрядчики – так называемые портфельные строители, у которых, кроме портфелей, ничего нет», – цитирует Хуснуллина «Интерфакс». Заместитель мэра добавил, что потом городу приходится достраивать объекты за них.
Мэр столицы Собянин еще раз разъяснил позицию новых городских властей в отношении инвесторов, которые намерены реализовывать проекты в Москве. «Мы не собираемся за бюджетные деньги строить то, что возможно построить за счет частных инвестиций», – сказал Собянин.
Марат Хуснуллин заявляет, что в планах городских властей в 2011 г. привлечь в строительство жилья и жилищно-гостиничное хозяйство не менее 100 млрд руб. инвестиций. В 2010 г. в жилищное строительство Москва привлекла около 90 млрд руб.
Правительство Москвы продолжит пересматривать действующие инвестиционные контракты на новое строительство в городе, сообщил мэр Сергей Собянин. «Мы уже пересмотрели 250 инвестконтрактов, 50 из которых расторгнуто. Основная причина в том, что их реализация серьезно осложнит транспортную ситуацию и создаст другие проблемы», – отметил Собянин. По его словам, всего в Москве заключено инвестконтрактов на 40 млн кв.м недвижимости.
Главный инструмент регулирования строительства, который определил для города мэр – срок землепользования. Власти города впредь откажутся от практики предоставления земельных участков в аренду на 49 лет под строительство. «Необходимо отходить от практики подписания договоров аренды земельных участков сразу на 49 лет для строительства. По сути, это бессрочная выдача земли с последующей спекуляцией этих ресурсов», – отметил градоначальник. По его мнению, срок аренды должен быть достаточным для проектирования и строительства: «Во всяком случае, не более 5-6 лет. Размер аренды должен компенсировать нагрузку на инфраструктуру и стимулировать скорейшее завершение строительства».
Инвестиции и центр
Как прогнозируют новые московские власти, в течение трех лет большинство начатых строек в центре столицы будут завершены. По договоренности с инвесторами ряд новых строек будет перепрофилирован: вместо торговых центров в большей степени будут строиться гостиничные места, апартаменты и жилье. Декларируемый принцип понятен: строящееся – достроить; неначатое – не пролонгировать, а контракты расторгнуть; с остальными – пересмотреть цели строительства.
Но как будут достигаться эти «договоренности с инвесторами»? Вспоминается фильм «Снова в школу» (Back To School), где пожилой миллиардер-самородок (self-made-man), садящийся на студенческую скамью, спрашивает у преподавателя бизнеса, который предложил для наглядности построить завод на бумаге: «А что мы будем производить?». Дальше происходит диалог.
– Неважно. Допустим, магнитофоны.
– Вы с ума сошли, Япония нас сожрет. У них это дешевле.
– Тогда виджиты.
– Что это?
– Несуществующий продукт.
– [реплика в сторону] Сказал бы он это своему банкиру…
Действительно, инвестору, даже самому лояльному к власти и социальным проблемам, будет весьма непросто убедить банки-кредиторы, что вложения в строительство офисного центра (окупаемость 3-5 лет) можно легко переориентировать на строительство гостиниц (окупаемость 7-10 лет). Тем более если маркетинговые и технологические расчеты делались, скажем, под торговый центр, а целевое назначение здания изменилось. И кто на пересечении крупных магистралей в окружении станций метро или вокзалов купит квартиры?
Впрочем, при столь явной поддержке Собянина Кремлем, видимо, дело за кредитами со стороны госбанков не станет, считают в www.irn.ru.
Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru
Проект | Расположение | ГК | Комнатность |
---|---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | 2 кв. 2027 г. | Студии, 2-4-комнатные квартиры площадью 21 - 91 м2 |
Проект | Расположение | Специальное предложение |
---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | Старт продаж |