Портреты новых лиц в правительстве Москвы: Николай Годунов
Глава Департамента транспорта и связи
В Департаменте транспорта и связи Москвы произошла смена руководства: новым главой на место Василия Кичеджи назначен Николай Годунов. Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» завершает (до новых событий) серию коротких портретов новых глав исполнительных структур власти российской столицы. Подробный общий отчет о кадровых перестановках можно будет скоро прочитать в специальном выпуске.
Назвав решение транспортных проблем первоочередной задачей, Собянин не ограничился созданием позиции вице-мэра по вопросам транспортного развития и дорожного строительства и назначением на нее Николая Лямова (см. «Портреты новых лиц в правительстве Москвы: Николай Лямов» ). Мэр, как уже было сказано, сменил руководство в Департаменте транспорта и связи, а потом распорядился расширить полномочия этой структуры за счет части функций Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства, ставшего жертвой реорганизации московского стройкомплекса.
Словом, Николай Годунов невольно оказался в гуще больших событий и на передовой борьбы с одной из двух непобедимых российских бед. Ему, однако, не привыкать к необходимости быть активным и деятельным, ведь именно за эти качества Годунов и был призван в столицу с прежней должности начальника Госавтодорнадзора по Саратовской области.
Николай Годунову – 57 лет. Вся его 35-летняя трудовая биография до сих пор была связана с Саратовом и областью. ОкончилСаратовский политехнический институт в 1975 г. Карьеру начал с должности инженера пусконаладочных работ в тресте «Саратовспецстрой». Через некоторое время перешел в производственно-техническое объединение Саратовского завода силикатных стройматериалов, стал начальником цеха, а позднее и начальником всего объединения. Потом на отрезке с 1979 по 1984 гг. были управленческие посты в ПО «Сельстройконструкция» Саратовского производственного учреждения «Саратовоблсельстрой», откуда Годунова призвали на государственную службу в Саратовском районе области. Через пять лет он вновь вернулся на производство – на должность главного инженера в «Саратовпромстройматериалы». Потом организовал компанию «Лигатура», специализирующуюся на поставках и продаже сельхозоборудования. Период инженерной деятельности совпал с изобретательской активностью – Годунов выступил соавтором двух патентов.
Некоторое время сотрудничал с Саратовским государственным аграрным университетом имени Н.И.Вавилова, был доцентом кафедры надежности и ремонта машин. Вопросы ремонта и надежности машин всегда относились к сфере научного и практического интереса Годунова, обе его диссертации – кандидатская (1997) и докторская (2010) – касаются этой тематики.
До переезда в Москву руководил Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. На этом этапе совмещал работу с партийной деятельностью, был секретарем политсовета Волжского района Саратова в «Единой России».
До прихода в Госавтодорнадзор Годунов к транспорту имел самое опосредованное отношение, но в этом ведомстве он смог себя проявить, стал заметен, хотя характеризовался региональной прессой разноречиво. С одной стороны, Годунов боролся со всякого рода нелегальщиной: полузаконными вокзалами, полузаконными «газелями» на городских маршрутах, ратовал за укрупнение АТП, так как только крупные хозяйства, по его мнению, в состоянии содержать парк в подобающем техническом, а значит – безопасном для пассажиров, состоянии. С другой стороны, усердие, проявленное им в этом процессе, вылилось в невольное лоббирование интересов «Саратовгорэлектротранса», которому удалось стать крупнейшим перевозчиком в городе, но не хватило ресурсов на качественное обслуживание сильно разросшегося транспортного парка.
Еще одним поводом для противоречивых оценок стали данные о троекратном снижении аварийности на саратовских дорогах. Когда Годунов только вступал в свою должность, Саратовская область возглавляла печальный рейтинг областей ЦФО по числу ДТП. За три года драматические показатели снизились очень существенно, но данных о том, что, к примеру, развивалось строительство новых и ремонт старых автодорог или на небывалую высоту была поднята деятельность ГИБДД по профилактике аварий и т.п., нет. То есть все достижения базировались только на проверках лицензиатов, проведенных аттестациях транспортников и предлицензионных проверках. Конечно, это более чем серьезная работа, и все же не только она должна делать статистику.
Однако итоги деятельности Годунова государство в отличие от СМИ оценило вполне определенно. Поэтому в его послужном списке много благодарностей от транспортных ведомств и органов государственной власти, юбилейный нагрудный знак «В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями» (2009) и медаль «20 лет Российской транспортной инспекции» (2010).
Новое место работы Годунова отличает ряд особенностей, важнейшими из которых аналитики портала www.irn.ru считают многократное увеличение масштабов текущей деятельности и пристальное внимание к ней самого градоначальника. Поэтому и Годунов, и Лямов проявляют недюжинную активность: организованы встречи с операторами городского наземного общественного транспорта, круглый стол «Москва без заторов», подготовлены отчеты для тематических совещаний в городской администрации. На одном из них, прошедшем 13 декабря, обсуждались «итоги работы по реализации плана первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города». Конечная цель плана, по выражению Сергея Собянина, «остановка тенденции постоянного ухудшения транспортной ситуации в городе» (см. новости официального сайта ДТиС). Замысловатость формулировки не меньше отчетных докладов свидетельствует о состоянии транспортной ситуации.
Что Годунов уже сделал для «остановки тенденции»? Подготовил отмену постановления правительства Москвы от 2004 г. о переводе на одностороннее движение транспорта в центре столицы (см. «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве»). Предложил приостановить проектирование и дальнейшее строительство более десятка дорожно-мостовых объектов, проектная документация по которым не отвечает современным требованиям. Обнаружил в городе 40 нелегальных маршрутов с частными перевозчиками. (Это пока не дотягивает до оценок мэра, утверждающего, что 70% услуг общественного транспорта в столице оказывается нелегально.) Решено не казнить перевозчиков, а дать им шанс исправиться, то есть узаконить деятельность. Также Годунов подсчитал, какие средства нужны на приведение парка наземного общественного транспорта в приемлемое состояние, и изложил свои соображения мэру. Из запрошенных 15 млрд руб. уже в 2011 г. будут осваиваться первые шесть.
«Громадье планов» всегда были присущи российской ментальности, поэтому в ближнесрочных перспективах развития московского общественного транспорта называются и строительство Малого железнодорожного кольца для скоростного трамвая, и вывод на линии экотроллейбусов, и приращение 53 км метро в ближайшие три года, и оснащение системой ГЛОНАСС каждой единицы общественного транспорта, и многое другое. Некогда власти Москвы обещали памятник Киитиро Хатояме (соавтор книги «Москва: транспортные проблемы мегаполиса» – www.irn.ru), если он решит столичные транспортные проблемы. Японцу не удалось, так что шанс заслужить памятник при жизни остается у отечественных чиновников.
В бизнесе Годунов добился ощутимых успехов. Основанная им компания «Лигатура» в нулевых вошла в число совладельцев ОАО «Саратовский подшипниковый завод», учредила в областном городке Балашове еще одно акционерное общество – ОАО «Прицеп». Доктор технических наук. Государственный советник РФ 3 класса. Говорят, на новую работу его порекомендовал Николай Лямов как бывшего коллегу из Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Об этом и других участниках рынка недвижимости можно найти подробную информацию в разделе «Недвижимость в лицах». А анализ их деятельности – на www.irn.ru.