Портреты новых лиц в правительстве Москвы: Николай Лямов

Заместитель мэра по вопросам транспортного развития и дорожного строительства

Николай Сергеевич Лямов стал вице-мэром по вопросам транспортного развития и дорожного строительства в правительстве Москвы. Должность эта новая (как и нынешний состав правительства), потому что строительство дорог выведено из функциональной сферы комплекса, возглавляемого Владимиром Ресиным, в отдельную компетенцию. И новая должность, и назначение на нее человека из федеральных структур обозначают чрезвычайную важность для столицы круга вопросов, определяемых понятиями «развитие транспорта и дорожного строительства».

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» представляет серию коротких портретов новых глав исполнительных структур власти российской столицы.

Транспортная проблема, как и проблема борьбы с коррупцией и воровством, относится к числу тех, относительно которых у каждого россиянина есть готовое решение. Конечно, есть эти решения и у Николая Лямова: он не только россиянин, но и транспортник с большим опытом работы. Насколько они будут эффективны – станет ясно совсем скоро, так как некоторые наметки, по выражению Лямова, определены на ближайшую перспективу – 2011 год. Пока же многим экспертам решение бросить на транспортное направление, так нуждающееся в нетривиальных подходах, человека предпенсионного (59 лет) возраста не кажется таким уж очевидным. Тем более что послужной список нового зама представляется довольно скромным.

Есть карьеры, похожие на лестницы, а есть – на маршрут по сильно пересеченной местности: вверх, вправо, назад. Николай Лямов, выходец из Смоленской области, окончивший в 1972 г. Челябинское высшее военное автомобильное командное училище, до поступления в 1981 г. в Военно-политическую академию им. В.И. Ленина проходил службу в ВС СССР. В официальной биографии нет информации о том, чем Лямов занимался по окончании академии в 1985 г. и до 1994 г., с которого Николай Сергеевич возглавил Комитет по казачеству и межнациональным вопросам администрации Ростова-на-Дону и проработал в этом качестве немногим более трех лет. Перейдя на должность начальника МУ «Городское управление транспорта и топливообеспечения», трудился в Ростове-на-Дону до 2003 г., когда был приглашен в Москву заместителем начальника управления автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ. Чуть позднее в этом же ведомстве стал начальником отдела техрегулирования Департамента государственной политики в области автотранспорта, дорожного хозяйства и городского пассажирского транспорта. В 2004 судьба вновь возвращает Лямова из столицы на юг страны, в Ростов-на-Дону, где два года он руководит Южным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в области транспорта, потом до 2008 г. он заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в области транспорта. Недолгий период с конца этого же года исполняет обязанности руководителя данной структуры. Наконец в 2009 г. – Указом Президента РФ Лямов назначен заместителем министра транспорта РФ.

Своей единственной награды – знак «Почетный работник транспорта России» – Лямов был удостоен в 2001 г. в бытность свою начальником Ростовского-на-Дону управления транспортом. Ростовчане его деятельность на этой должности оценивали по-разному (пешеходно-пассажирская часть человечества склонна к критике), однако наступление относительного порядка на городских маршрутах после лихих 90-х связывают именно с Лямовым. Также запомнился он горожанам проектом замечательного, но не сбывшегося строительства, который аналитики центра «Индикаторы рынка недвижимости» не могли оставить без внимания, ведь развитие рынка недвижимости напрямую связано с развитием инфраструктуры.

В стремлении кардинально решить транспортную проблему в Ростове-на-Дону Лямов стал одним из инициаторов идеи по строительству монорельсовой дороги (монорельс тогда назвали «лямовским»). Технико-экономическое обоснование проекта в 2003 году подготовило ОАО «Московские монорельсовые дороги», в конце того же года поступило согласительное заключение Главгосэкспертизы России, но проект «завис» на стадии поиска денег, а сам Лямов перешел на федеральный уровень. (Интересно отметить, что Ростов-на-Дону спустя семь лет вернулся к идее «великой стройки» – теперь уже метрополитена – и многое в современном инвестиционном проекте оказалось востребовано из наработанного в «лямовский» период.)

Каким будет одноименный период в правительстве Москвы, прогнозировать трудно. С одной стороны, очевидно, что отношение к транспортной проблеме – это то, на что поставил и что противопоставил своему предшественнику в первую очередь мэр. Недаром все, предпринимаемое в этом направлении, связывают с именем Собянина. Даже план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы, выполняющий на данном этапе функции отсутствующей, если смотреть правде в глаза, транспортной концепции, называют «собянинским». И на все важные инспекции вице-мэр следует вторым лицом. И все, что говорит или делает Лямов, воспринимается исключительно как трансляция идей Собянина, будь то повышение штрафов за парковку, призыв использовать финансовые ресурсы бизнеса в расширении дорог у торговых центров или поиск ответственных за то или нарушение, обнаруженное в строительстве и эксплуатации транспортных путей. У этого явления есть свой, полезный для Лямова эффект – он впервые за свою карьеру становится медийной фигурой, да и вообще, из нового правительства он едва ли не самый открытый для прессы человек.

С другой стороны – в том, что в своих интервью озвучивает Лямов, аналитики www.irn.ru обнаружили многое из «хорошо забытого старого». Например, в 2008 г. ученые Института автоматизации проектирования РАН прогнозировали к 2010 г. Москве транспортный коллапс и выступили на расширенном совещании в Мосгордуме с предложениями компьютерного моделирования транспортных потоков, идеями централизованного управления светофорами, оснащения их датчиками «считывания» потока, кратного повышения штрафов за неправильную парковку, платного или ограниченного въезда в деловой центр, модернизации городской навигации и пр. Впрочем, не это важно. Предложения, звучавшие ранее, и меры нынешнего комплексного плана могут вызывать споры или однозначное одобрение, но до сих пор им всегда не доставало одного – последовательного исполнения. И если в лице нового вице-мэра Москвы Николая Лямова столица такого исполнителя получит, то специалисты www.irn.ru считают, что транспортная проблема приобретает черты решаемой.

Об этом и других участниках рынка недвижимости можно найти подробную информацию в разделе «Недвижимость в лицах». А анализ их деятельности – на www.irn.ru.

Данный материал является аналитическим и носит справочно-информационный характер.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
1 043
Спецпредложения декабря
Наш научный партнер:
Книга «Полевая физика или как устроен Мир?» – официальный сайт