Очередным ходом в продолжающейся партии «Формирование московского правительства» стало увольнение Валерия Шевчука, председателя Москомнаследия, и назначение на его место в несколько ином качестве – руководителем нового Департамента культурного наследия, министром правительства Москвы – Александра Владимировича Кибовского, бывшего главы Росохранкультуры.

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» представляет серию коротких портретов новых глав исполнительных структур власти российской столицы.

По сути Кибовский будет заниматься тем же, что делал на прежней должности. Сфера компетенции Росохранкультуры и его главы включала четыре основных вопроса: охрана недвижимых памятников истории культуры, охрана движимого культурного наследия, охрана музейных и архивных фондов, соблюдение авторского права. На первый взгляд, изменился масштаб – с «Рос» на «Мос»… Но кто скажет, что в нашей стране это понижение?.. На деле же, во-первых, по словам министра культуры Александра Авдеева, грядет упразднение Росохранкультуры и интеграция агентства в Министерство культуры РФ. Во-вторых, в рамках вывода с ключевых позиций кадров лужковской команды, то есть процесса, за которым аналитики центра «Индикаторы рынка недвижимости» внимательно следят (см., в частности, статьи «Новые чиновники поделят новые площадки», «Собянин оставляет стройки в Москве приоритетом»),  увольнение Валерия Шевчука и назначение Кибовского лежит в русле замены лиц, ответственных за имущество столицы.

Не будет преувеличением сказать, что это назначение воспринято в принципе благосклонно, так как Кибовский очень органичен в роли хранителя культурно-исторических ценностей. Такая, знаете ли, к выбору профессии и судьбы генетическая предрасположенность человека, чьи «предки верой и правдой служили государству Российскому с 1662 года...».

Коренной москвич, в 1995 году окончил с красным дипломом Российский государственный гуманитарный университет. Два следующих года проработал в музее-панораме «Бородинская битва». (Прапрадед чиновника – Петр Кибовский – сражался в памятной битве на Утицком кургане.) В 1997 году принял приглашение на государственную службу в Министерство культуры. В 2000 г. – сразу после защиты кандидатской диссертации по истории был призван на срочную службу в ВМФ. Демобилизовался через год в звании сержанта, имеет награду «За службу в морской пехоте».

До 2004 года занимал пост начальника отдела Минкультуры РФ. В этот же период отмечен знаком «За достижения в культуре». Потом работал в Аппарате Правительства РФ. В 2006–2008 гг. – замдиректора Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ.

Пребывает в чине действительного государственного советника Российской Федерации второго класса. Включен в первую сотню резерва управленческих кадров при Президенте РФ. Хотя, похоже, в резерве никогда не находился – всегда на передовой.

В сферу внимания Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Кибовский оказался вовлечен, когда в 2008 году с нуля организовал работу Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Именно под надзором этого агентства находился один из небольших, но очень значимых сегментов рынка недвижимости – историческая недвижимость. Не стоит сейчас перечислять отреставрированные объекты, оценивать объемы освоенных денег, возвращенных ценностей и т.п. Значительно интереснее, что на должности главы Росохранкультуры Кибовский проявил себя как человек, скептически относящийся к идее приватизации памятников архитектуры, и противник строительства (во всяком случае – в запланированных масштабах) газпромовского небоскреба – «Охта-центр».

Не то чтобы мнения эти были исключительно нетрадиционны или эпатажны. Нет. Но из уст государственного чиновника в последнее время не часто доводится слышать противоречащую генеральной линии мысль. Например, Кибовский не верит в высокий культурный уровень российского бизнесмена (если говорить о классе, а не отдельных личностях). А ведь именно представители этого класса в большинстве своем и могут вступить во владение объектом недвижимости – историческим памятником. Что страна получит в результате подобной приватизации собственников, не испытывающих трепета перед священными руинами, уже печально известно и по опыту использования матросами напольных ваз Зимнего дворца, и по опыту «прихватизации» 90-х.

Год назад благодаря инициированному агентством судебному разбирательству был изъят за ненадлежащее содержание у владельца особняк на Таганке. Собственно, это первый и пока единственный прецедент в отечественной судебной практике. Смысл в «битве за приватизацию» в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, Кибовский видит только в том, что в условиях дефицита земельных участков инвесторы вынуждены претендовать на памятники, внутри которых собираются реализовать какие-то бизнес-замыслы. Самым удачным проектом, где отношение к русскому наследию совпало у инвестора и Росохранкультуры, по мнению Кибовского, стала реконструкция «Дома со львами» на Исаакиевской площади для будущего отеля Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg. К сожалению, подобных примеров немного, но растущая инвестиционная привлекательность гостиничной индустрии и успешность названного проекта вселяют надежду на лучшую судьбу некоторых памятников архитектуры Москвы и Петербурга (только Москвы и Петербурга, хотя бы Москвы и Петербурга – как будет честнее?).

В Александре Кибовском подкупает искренность интонаций, когда он говорит об истории и/или о своей работе. Он относится к немногочисленной категории людей, которые сохраняют верность избранной профессии, даже если на определенном этапе это требует некоторой самоотверженности. Еще будучи студентом, возглавил военно-исторический журнал «Цейхгауз», ныне переименованный в «Старый цейхгауз». С 1998 г. смог работать там только в качестве заместителя главного редактора, очевидно, из-за нехватки времени. Регулярно публикует научные статьи, так или иначе связанные с Российской императорской армией. Неравнодушен к отечественному кинематографу, особенно – к историческому. Поэтому с 2004 г. преподает в Школе-студии МХАТ историю военного костюма, консультирует по военному и гражданскому форменному костюму. Так что с этим делом в российских исторических фильмах почти всегда полный порядок, что делает очевидным преимущество формы перед содержанием, увы.

Кстати, Кибовский сожалеет, что написал книгу о фильме «Сибирский цирюльник. Правда и вымысел киноэпопеи» (2002), где отметил исторические ошибки фильма. Он неоднократно в беседах с журналистами сетовал, что все, появившееся на экранах после, еще хуже. С этим трудно не согласиться, более того, приди Кибовскому мысль написать что-то подобное о фильмах «Адмирал» или «Тарас Бульба», и ему придется брать творческий отпуск на длительный срок, так как объемы книги были бы несопоставимы с дебютным опытом.

Подробная информация об участниках рынка недвижимости – в разделе «Недвижимость в лицах». А анализ их деятельности – на www.irn.ru.