Масштабный удар по мелким торговцам
Чиновники сносят все в борьбе за свои места
Первые действия нового мэра Москвы Сергея Собянина затрагивают самые разнообразные сферы жизни города, но их объединяет одна отличительная черта – все они ведутся с размахом. Правда, не всегда можно с уверенностью утверждать, где этот размах запланирован самим мэром, а где налицо – эксцесс исполнителя, считают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».
Размах кадровых перестановок побудил портал www.irn.ru начать создание серии биографий новых высших чиновников города (первую статью см. «Портреты новых лиц в правительстве Москвы: Галина Браздникова»), которая призвана помочь игрокам рынка недвижимости начать ориентироваться в новых хитросплетениях коридоров власти. Но здесь все понятно: решения о всех назначениях принимаются лично Собяниным, без его указаний никто никого не уволит.
Беспредел власти или эксцесс исполнителя?
А вот в таком сегменте недвижимости, как уличная торговля, есть опасения, что избыток усердия исполнителей оказался паче лени. Ликвидация торговых ларьков и палаток, начавшаяся в Москве, прокатилась по отдельным управам лавиной, хотя мэр высказал неудовольствие только избыточным скоплением мелких торговых точек около станции метро «Улица 1905 года». Правда, неудовольствие было по-собянински выражено с размахом и подкрепилось увольнением глав управ Пресненского и Тверского районов. В результате среди главных пострадавших – крупные российские сети быстрого питания, у которых как раз наличествуют четкие договоры землеотводов, есть контроль за качеством продукции и санитарией (см. «Крошка-Картошка» и «Стардог's» вынуждены закрыть в Москве десятки своих автокафе»). Можно предположить, что в «МакДональдс» и «Ростикс» потирают руки: московские (бывшие федеральные) чиновники своими руками убирают их самых серьезных российских конкурентов.
И убирают, не считаясь с законностью: с действующими договорами аренды земли. Вчера, 10 ноября 2010 г., глава общественной организации малого и среднего предпринимательства России («ОПОРа России») Сергей Борисов обратился к мэру с письмом по поводу ситуации с демонтажем в Москве объектов мелкорозничной торговли.
В письме напоминается, что главы управ Москвы требуют от предпринимателей в течение суток демонтировать ларьки и мотивируют свои действия поручением Собянина и решением Антитеррористической комиссии. По данным «ОПОРы России», ни реквизитов указанных документов, ни их содержания в рассылаемых предпринимателям письмах не содержится. «Такие письма получили многие руководители предприятий, имеющие разрешения на торговлю до 31.12.2010 г.», – говорится в обращении Борисова. Он напоминает, что, согласно постановлению правительства Москвы (№274-ПП от 25.04.2006), при досрочном прекращении действия разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети есть требование о двухнедельном сроке освобождения занимаемого объекта мелкорозничной торговли. «Необходимо прекратить демонтаж объектов нестационарной торговли до полного прояснения правовых оснований для размещения объекта в конкретном месте. И только в случае отсутствия правовых оснований объект должен быть демонтирован в соответствии с действующим законодательством», – считает Борисов.
О том, как подобные действия новой столичной власти соотносятся с политикой поддержки малого и среднего предпринимательства, декларируемой как на общероссийском, так и на московском уровне, лучше даже не думать. Иначе можно ощутить себя в министерстве правды из романа Джорджа Оруэлла «1984». Или на страницах его же «Скотского хутора».
В маркетинговом отделе сети «Крошка-картошка» корреспонденту «Интерфакса» подтвердили получение уведомления о закрытии и сносе палаток. Уведомление это пришло не от Собянина, но из префектур некоторых округов. По словам представителя «Крошки-картошки», в планах у компании – «передислоцироваться, закрываться кое-где и доказывать свою правоту». «Мы платим налоги, мы очень серьезно смотрим за всеми санитарными нормами. Мы с сетевым фаст-фудом большие деньги тратим, чтобы в порядке содержать наши точки – что касается и санитарии, и еды», – сообщил собеседник агентства. По его словам, у компании на данный момент более 200 точек, и сейчас невозможно предугадать, чем закончится эта массовая паника: как сказали в «Крошке-картошке», «паникуют в первую очередь сотрудники департаментов». «Они сами еще не знают, какая политика, чего, как. Некоторые успокаивают: «Ребята, вы сетевая точка, у вас все нормально, претензий нет». Другие говорят: «Будем рушить все, что видим». Все зависит от разумности человека, который сидит в руководстве. Кто-то себя чувствует уверенно, кто-то уже, условно говоря, прощается с жизнью. Никто ничего не знает, а страдает потребитель», – резюмировали в «Крошке-картошке».
Другая сеть товаров быстрого питания, производитель хот-догов «Стардог's», уже начала считать убытки. Как сообщил «Интерфаксу» Сергей Лапада, руководитель отдела маркетинга, ситуация в компании похожа на ситуацию в «Крошке-картошке». Решения принимаются отдельными префектурами, и фактически, сказал Лапада, официального уведомления со стороны мэра компания еще не получала – поступают лишь запросы из отдельных префектур. На данный момент закрытыми надлежит быть 50 точек, все они расположены в ЦАО, СВАО и ВАО. После праздников, как сказал Лапада, и происходит настоящая оценка убытков, и уже сейчас, по предварительным оценкам и по итогам всех произведенных закрытий, которых ожидают в «Стардог's» в ближайшей перспективе, сеть может потерять половину дохода. 100% этих объектов будет закрыто до 15 ноября, из них 40 уже закрыты.
Интересно, что фактически Сергей Собянин повторяет действия Юрия Лужкова примерно 15-летней давности. Тогда по указу Лужкова вместо киосков с алкоголем стали появляться быстровозводимые стационарные точки и торговые ряды. Потом киоски «пересели» в автофургоны или в небольшие торговые центры. Порядок был наведен, правила игры обозначены.
Теперь же под горячую руку в некоторых особенно усердных управах попали даже киоски «Роспечати» и мороженого. Пришлось срочно выступать председателю Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павлу Гусеву, который заявил, что распоряжение мэра Москвы о наведении порядка в сфере уличной торговли не касалось газетных киосков, а потому их ликвидация будет остановлена.
Заместитель мэра Москвы Александр Горбенко в распространенном во вторник заявлении сообщил, что городские власти намерены разобраться в причинах сноса газетных киосков. В документе отмечалось, что тема демонтажа объектов мелкорозничной торговли, размещенных с нарушением установленных норм, мешающих проходу москвичей и проезду транспорта, по-прежнему является актуальной и первостепенной для столичных властей. Однако запрет на размещение палаток не должен затронуть точки розничной продажи печатных периодических изданий. Они остаются на привычных для москвичей местах. «Что касается уже ликвидированных пунктов продажи СМИ, то по каждому адресу будет проведена детальная проверка обстоятельств сноса и принято решение о возвращении киоска на прежнее место либо о предоставлении другого земельного участка», – сообщил Горбенко. По его словам, мэр Москвы Сергей Собянин поручил префектам административных округов Москвы держать эту ситуацию на особом контроле.
История повторяется. Как пел еще Александр Галич, «мы рубим лес, и сталинские щепки, как раньше, во все стороны летят».
Другая версия мотивов
Можно посмотреть на ситуацию с киосками и под другим углом. Ни для кого не секрет, что в подавляющем большинстве из них работают приезжие. Для москвичей такой труд не в почете, да и оплачивается он, по столичным меркам, слишком дешево. А чуть ранее на заседании Общественного совета при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города Сергей Собянин заявил, что рост численности населения города за счет приезжих при существующем отставании в области инфраструктуры и транспорта нежелателен.
Более того, это касается и распределения жилья. «Жилищное строительство в городе должно в первую очередь повышать комфорт горожан, 15% из которых сейчас проживает в зоне дискомфорта», – распространила слова Собянина пресс-служба мэрии.
Как отмечает пресс-служба, идеология Генплана предполагает увеличение численности горожан, работающих рядом с домом, с нынешних 22% до 40% благодаря повышению доли жилья в центральных районах города, где в настоящее время на 1 млн жителей приходится 3,5 млн рабочих мест, занятых жителями «спальных районов».
«Собянин согласился с тем, что устранение этих диспропорций необходимо, и предложил провести совместные слушания по вопросам распределения жилья, рабочих мест и транспорта с федеральными властями и руководством Московской области", - сообщает пресс-служба мэра.
Как именно мэр собирается бороться с наплывом приезжих в столицу, он не сказал. Запретить продавать им жилье – противоречит Конституции. Остается «закрутить гайки» в области регистрации. Тогда кто будет возводить новостройки для москвичей, чью долю в распределении жилья мэр хочет увеличить? Но, оказывается, есть возможность просто лишить наиболее бедных приезжих источника дохода – их традиционных рабочих мест. А после массовых увольнений иногородних, потом, при воссоздании сетей, например, потребовать от работодателей, чтобы они принимали на работу только тех, кто может представить медицинские карты (обязательное требование для работников предприятий общепита), выданные исключительно медицинскими учреждениями Москвы. Вот тут-то и зарплаты для москвичей начнут расти, что новая власть немедленно запишет себе в актив как рост экономики в городе.
Но это только догадки, а пока логика действий власти приводит не к умножению числа новостроек и рабочих мест, а к «отнять и поделить». Это уже проходили в 1917-1922 гг., да и потом неоднократно, считают аналитики www.irn.ru. Интересно, в чью же пользу на самом деле окажется «деление» на этот раз.
Другие интересные шаги нового градоначальника лежат в сфере транспорта и координации действий с федеральным правительством. Но это уже другие темы, о них – в следующих статьях.
Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru