Среднестатистический россиянин меняет жилье один-два раза на протяжении жизни. Коренной американец – примерно 7-8 раз. Житель Западной Европы – 4-5 раз. У компаний – юридических лиц – разная продолжительность жизни, но у всех бывают периоды подъема и спада. Им тоже время от времени приходится перемещаться то в шикарные небоскребы, то в полуподвальные офисы поскромнее. Хотя последние мировые исследования на эту тему проводились довольно давно, понятно, что рынок услуг по перевозкам личных вещей на Западе намного более распространен и обширен, чем в России. Но и в России «мувинговые» компании стали востребованы, множатся и набирают силу, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».
Обязанности и ответственность мувинговых компаний закреплены в договоре, и они просто обязаны выполнить услугу. Порой им приходится проявлять недюжинную гибкость и изобретательность. Однажды компания Inter Alvi выполняла частный заказ владельца одной из крупнейших московских девелоперских компаний. Требовалось доставить канадскую мебель в его пентхаус, расположенный, к слову, в доме, который его же компания и строила. Заранее было известно, что мебель крупногабаритная и ни в подъезд, ни в лифт не войдет (к вопросу о предусмотрительности девелопера). Поэтому был разработан следующий маневр: к дому пригнали кран - к счастью, его не пришлось арендовать, просто подогнали с другого строящегося объекта самого заказчика, и с его помощью мебель водрузили на крышу (на уровне 14 этажа). Там были установлены специальные направляющие (что-то вроде рельсов), которые придумали и сконструировали сами специалисты Inter Alvi и по которым мебель наконец-то вкатили в помещение. Как уточняет Алексей Шапошников, генеральный директор Inter Alvi, бюджет у всего этого мероприятия был далеко не заоблачный – богатые люди умеют считать деньги.
Российский мувинг
Компании, специализирующиеся на перевозке личного имущества, называют мувинговыми. Американизм в данном случае оправдан: первопроходцами в сфере перевозок личных вещей в России в начале 90-х были международные западные компании. Например, голландская Voerman, имеющая представительства в 120 странах, в свое время открыла российский офис для международных клиентов, которые и здесь хотели пользоваться услугами известного, проверенного перевозчика. Затем стала обрастать местными клиентами и выполнять локальные перевозки по стране. Общее число сотрудников российского представительства Voerman сейчас, включая управленцев и исполнителей, – 40-45 человек.
Отечественные «муверы» начали создаваться уже в конце 90-х, причем зачастую – бывшими работниками западных компаний. Алексей Шапошников (Inter Alvi) создал собственную компанию в 2001 г. после девяти лет работы менеджером в Voerman. Бизнес начинал с одной машины и нескольких менеджеров в офисе. Сейчас численность офисного персонала по-прежнему небольшая – двое управляющих и четыре менеджера, а вот водителей и упаковщиков – около 30 человек, половина из них работают на постоянной основе, половина – по контракту. Сейчас уже некоторые его бывшие сотрудники создают свои мувинговые компании.
«Много компаний позиционируются на этом рынке. Но судить по сайту и обходительности контакт-менеджера не стоит. Изготовить сайт несложно, гораздо труднее воспитать профессиональных упаковщиков, на это требуется не менее года», – объясняет Шапошников. По словам исполнительного директора компании Your moving Ltd («Ваш переезд») Максима Шунькина, обучение в их фирме происходит так: новичка внедряют в бригаду постоянных работников со стажем – он смотрит, помогает, но к особо ответственным задачам его допускают только спустя длительное время.
Эмоциональный бизнес
Возможно, у кого-то возникнет вопрос: чему здесь учиться? Многие наверняка сталкивались с перевозками, которые выполняют небольшие бригады, состоящие из пары грузчиков и водителя. Их работа заключается в том, чтобы взять вещи, упакованные заказчиком своими силами, отнести их в машину и выгрузить в новом месте. Заказчик и исполнитель обо всем договариваются устно, грузчики не несут никакой ответственности за возможную порчу имущества, а стоимость работы по прибытии на место обычно возрастает. Профессиональные перевозчики – это совершенно другой набор и качество услуги.
Всего пару недель назад аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» перебрался из прежнего офиса в новое, более просторное помещение, прибегнув к помощи профессионального перевозчика. Для большинства из сотрудников переезд означал буквально следующее: в пятницу каждый сложил личные вещи в коробки и наклеил на них стикеры с указанием фамилии, этажа и номера будущего кабинета; таким же образом были промаркированы столы, мониторы и системные блоки (информацию о будущей рассадке сотрудники получили от руководства, фирменную тару и стикеры предоставил перевозчик); в понедельник все пришли на новое место, где благополучно разобрали коробки и приступили к работе.
Это евростандарт офисного переезда. Как правило, менеджер компании-перевозчика после получения заявки приезжает на место, где оценивает объем и стоимость работы. Затем стороны заключают договор, в котором фиксируется цена, сроки, предусмотрена ответственность исполнителя в случае некачественного исполнения услуги и т.п. Далее перевозчик снабжает заказчика необходимыми инструкциями и материалами для самостоятельной упаковки личных вещей. Обычно заказчики сами готовят планы «рассадки» сотрудников на будущем месте, обговаривают вопросы въезда и выезда с арендодателями. А перевозчик занимается упаковкой и в случае необходимости разборкой мебели, погрузкой, транспортировкой и размещением всего имущества согласно плану в новом офисе.
Квартирные переезды строятся по другой схеме, основное отличие заключается в том, что личные вещи жильцов – от вилок с ложками до раскидистых комнатных растений – пакуют сотрудники перевозчика. Услуга протестирована и отработана на западе десятилетиями, так что «муверам» известны наиболее оптимальные способы транспортировки. Придуманы различные ухищрения, например, есть коробки, в которых одежду можно перевозить прямо на вешалках. «Мы составляем упаковочные списки, где указаны номера коробок и перечень содержимого каждой, на самих коробках также пишем, что внутри. На месте мы распаковываем коробки, собираем мебель, если нужно, можем разложить вещи по ящикам и полкам. Однако при желании заказчик может сам разобрать коробки, благодаря спискам он не запутается», – объясняет глава российского представительства компании Team Allied Дмитрий Дегтярев. Сами владельцы перевозят только деньги, «ювелирку» и отдельные особо ценные предметы.
Не только кубометры
Если частные кустарные бригады, как правило, измеряют трудозатраты в «человеко-часах», то мувинговые компании в качестве основной единицы измерения используют кубометры. В среднем одно офисное рабочее место – это 3-3,5 кубометра. Стоимость упаковки, погрузки, перевозки и отгрузки одного кубометра стоит от 800 до 1200 руб. – в зависимости от условий перевозки (допустим, требуется носить вещи на 4-й этаж пешком или возить на лифте; осуществить переезд в пределах одного города или из Москвы – в Санкт-Петербург).
Для квартирных переездов уровень цен выше – примерно от 1200 до 2000 руб. за кубометр. На очень дорогую и сложную мебель идет дополнительная наценка. Содержимое средней трехкомнатной квартиры со всей обстановкой и личными вещами – это примерно 45-50 кубометров. Следовательно, услуги мувинговой компании обойдутся в среднем в 50 000-65 000 руб. Столь внушительную цену эксперты объясняют высокой себестоимостью услуги, если оказывать ее на должном уровне. По их словам, речь не идет о сверхприбылях: рентабельность бизнеса, по разным оценкам, составляет 10-30%.
Эксперты считают, что ценообразование, основанное на кубометрах, более объективно и выгодно для заказчика. Благодаря этому стоимость оговаривается заранее и уже не может вырасти, даже если исполнителю понадобилось больше времени или рабочих рук на выполнение заказа. А вот уменьшиться – может. Однажды Team Allied перевозила скульптора из одной студии в другую со всем его творчеством. Некоторые фигуры были более четырех метров высотой, так что часть транспортировали на больших фурах, а часть – на так называемых «манипуляторах» (открытые платформы с кранами). Поскольку заказ был неформатный, немного ошиблись в оценке объема работы в сторону увеличения и, выполнив услугу, снизили стоимость на 10%. На вопрос портала www.irn.ru, как бы поступили, если бы ошиблись в другую сторону, Дмитрий Дягтерев ответил, что цена осталась бы в пределах договоренной.
Максим Шунькин рассказывает, что во время переездов многое делают для клиента бесплатно – просто чтобы сделать хорошо, не разочаровать. Могут что-то починить, подкрутить, например, приделать тумбочке новое колесико вместо давно утраченного, так что после переезда мебель у клиента порой становится крепче прежнего.
Логистика
Как правило, солидные мувинговые компании имеют в своем распоряжении хорошо охраняемые, теплые склады, которые чаще всего сами снимают. Это позволяет разместить имущество переезжающих на тот период, пока оно им не требуется. Inter Alvi арендуют такой склад на севере Москвы общей емкостью около 3000 кубометров. Высота потолков этого склада – 7 м, вещи размещаются в три яруса и на стеллажах. «Ставить вещи друг на друга можно не более чем на 1,5-2 м, иначе имущество портится, например, у дивана может полностью промяться поролон, и он придет в негодность», - объясняет профессиональные тонкости Алексей Шапошников.
В Voerman планировали строить собственный склад несколько лет назад, однако кризис внес коррективы, так что компания пока арендует помещение класса А: обогреваемое, с постоянной охраной и возможностью круглосуточного доступа. Имущество хранится как в тарах, так и на специальных стеллажах. Но услуга хранения предоставляется не столько для заработка, сколько для расширения ассортимента услуг. В экстренных ситуациях вещи на хранение могут разместить бесплатно. «Допустим, поздно вечером приезжаем в новый офис и выясняется, что он еще не доделан и охрана не дает выгружаться. Клиент в панике. Мы в таком случае готовы выручить и взять вещи на склад до прояснения обстановки», – объясняет менеджер по работе с клиентами Voerman Дмитрий Фомин. Или, к примеру, частный переезд, и диван не проходит в подъезд: заказчик скандалит, быстро придумать решение не получается, вещь на улице не бросишь. Перевозчик отвозит ее на склад и там она находится, пока клиент не придет в себя и не найдется оптимальное решение. Чаще всего такую мебель удается аккуратно и без ущерба разобрать и снова собрать на месте, вспоминает Алексей Шапошников.
Дополнительные услуги
С этой же целью в составе российского Voerman работает специальный отдел, занимающийся релокацией менеджеров высшего звена, чаще всего иностранцев, проще говоря, обустройством на новом месте. Сотрудники отдела помогают в подборе жилья, подходящей школы для детей, а также обслуживающего персонала – личного водителя, няни, уборщицы. Это своего рода VIP-сервис, который создает компании репутацию. Однажды была поставлена задача найти в Москве для жены одного из экспатов, которая была в положении, врача-гинеколога со знанием чешского языка. И хотя такого доктора найти не удалось, компания обеспечила роженице подходящего врача с переводчиком. А в другом случае для жены японского футболиста, работающего у нас по контракту, разыскали водителя со знанием японского языка. Чаще всего перевозчиков выбирают по рекомендации, так что подобные примеры весьма полезны для получения новых заказов.
Многие «продвинутые» компании предлагают за доплату различные опции, сопутствующие переезду. Кто-то готов помочь в разработке эргономичного плана размещения сотрудников компании в новом офисе или даже дизайн-проекта жилого или общественного помещения; кто-то может предоставить услуги клининга, отключения/подключения бытовой и оргтехники; практически все крупные фирмы предоставляют полное или частичное страхование имущества при переезде. У некоторых компаний есть собственные магазины упаковочных материалов для тех, кто организует переезд самостоятельно. Маркетинговый ход: сегодня клиент купит у фирмы упаковку, а ее название возьмет на заметку, а в следующий раз, возможно, воспользуется услугами в полном объеме.
Востребованная услуга
Если «физики» переезжают более или менее постоянно, то офисные переезды активизируются, как правило, в конце кварталов или в конце календарного года. Например, в работе Inter Alvi соотношение квартирных переездов к офисным – примерно 50/50. В компании Your moving Ltd в физическом объеме офисы занимают большую долю, а вот в «штуках» на один перевезенный офис приходится около 10 квартир. «Для частных лиц, которых мы привыкли относить к среднему классу, услуга профессиональных перевозок, наверное, пока дороговата, ее заказывают люди с доходами выше среднего», – констатирует Дмитрий Дегтярев.
Вместе с тем, по мнению эксперта, в России зарождается культура офисных перевозок. Дмитрий Фомин считает, что где-то с 2001 г. рынок ежегодно растет в физическом выражении примерно на 20%, причем кризисный 2009-й не стал исключением. Объясняется это просто: до 2008 г. компании постоянно мигрировали в более просторные помещения, с наступлением кризиса лихорадка продолжилась, но уже в другом направлении – все стали «уплотняться». А вот 2010 г. не слишком радовал заказами. Так что рынок перевозок, как своеобразное зеркало рынка недвижимости, отреагировал на наступление кризиса с годичным опозданием.
«С прошлого года компании постоянно просили невероятные дисконты. Нам пришлось пойти на определенные уступки, в среднем за этот период мы «просели» в ценах примерно на 15%. Сейчас фактически работаем по прайсу 2007-2008 гг.», – делится Шапошников. По его мнению, сейчас есть оживление, которое может быть связано с началом делового сезона или с тем, что люди устали откладывать переезд.
Справка
Оценки рынка со стороны самих игроков неоднозначны, хотя и близки между собой, отмечают специалисты www.irn.ru. Максим Шунькин говорит, что всего в Москве около 300 компаний-перевозчиков различного калибра, от тех, кто действительно выполняет качественные переезды, до тех, кто претендует такими быть (он их скептически называет «вип-перевозчиками» – в кавычках). Из них только 15-20 – действительно крупные и солидные. Среди лучших, по его мнению, как и раньше, примерно 80% составляют иностранные фирмы. Алексей Шапошников тоже считает, что действительно крупных компаний – пара десятков, но, по его мнению, российские компании теснят западные, так что последних среди лидеров меньше – менее 10. Остается открытым вопрос, какие компании считать крупными. Одни говорят, что это компании, которые перевозят свыше 1500 кубометров в месяц, другие называют планку входа в число крупных в 5000 кубов. Если оценивать по известности, то Фомин считает , что на слуху –7-8 компаний, 5 из них – международные.