Виктор Дамурчиев, глава департамента земельных ресурсов Москвы, стал 27.10.2010 новой жертвой кадровой политики мэра Москвы Сергея Собянина.
После назначения на пост руководителя Комплекса имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной, 32-летней экс-замглавы Росимущества, его отставка была предрешена, как и Леонида Бочина, бывшего руководителя природной отрасли. Именно эти люди были сразу «взвешены, измерены и сочтены» как наиболее активные проводники политики Юрия Лужкова.
Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» считают, тем не менее, что укрепление верными Собянину федеральными чиновниками в первую очередь именно земельного комплекса правительства столицы свидетельствует о желании поставить под контроль прежде всего будущее стройкомплекса Москвы. Именно поэтому Владимиру Ресину были оказаны все почести с сохранением ранга первого заместителя: старые стройки трогать нельзя. Да и самого Владимира Иосифовича тронуть опасно для нового назначенца: Ресин исполнял обязанности мэра в переходный период по указанию самого президента Дмитрия Медведева. Неуважение к приниципалу получится.
Не порушить старое
Как мог бы новый мэр тронуть начатые стройки? Пересмотреть инвестиционные контракты? Опять заморозить уже размороженные стройки? А в результате получить толпы в десятки тысяч обездоленных дольщиков на улицах и группки десятков вхожих в коридоры власти «демонстрантов» с заявлениями, а то и с исполнительными листами в не менее, чем мэрском, серьезных кабинетах? Не говоря уже об адвокатах «Интеко», «Су-155» и других, которые в любом суде предъявят документы о соблюдении 214-ФЗ. Как говорилось в старом анекдоте, «зачем мне еще и эта головная боль?».
Другой вариант – обвинить во всем строителей, предварительно поработав над схемами их банкротства. Был бы человек, а статья найдется. А дальше? Дальше – десятки тысяч безработных строителей опять-таки на улицах и, что самое страшное, необходимость строить жилье дальше. Других строителей в таких масштабах, как, например, ДСК-1, в природе просто нет. Ну, придет «Бекар» или «ЛенСпецСМУ» из Петербурга, разве они за год сумеют реально восстановить прежние объемы строительства? Опять-таки, по анекдоту: помочь смогут, а так – нет. А распоряжение о строительстве жилья по 1 кв.м на человека в год Владимира Путина и Дмитрия Медведева никто не отменял.
Так что ни первый, ни второй варианты не проходят.
Но поделить новое
Вот новые стройки новым московским «хозяевам жизни» – поделить можно. В качестве задела на будущее. Главное, с самого начала получить контроль над распределением земельных участков. Чтобы спокойно уже доверенным компаниям их раздавать. Поэтому именно на кадровый состав чиновников, имеющих отношение к земле, пошла первая атака.
Владимира Силкина, до этого возглавлявшего Комплекс имущественно-земельных отношений московского правительства, – в отставку. Виктора Дамурчиева – тоже. На место последнего поставили Галину Браздникову, бывшего заместителя руководителя главы департамента. То есть, явно, временно.
Контроль за документооборотом (фактически за слежением об их законном оформлении) поручили 34-летней Анастасии Раковой, работавшей ранее замглавы руководителя аппарата правительства РФ (т.е. заместителем самого Собянина). Она назначена, как уже сообщал портал www.irn.ru в статье «Собянин оставляет стройки в Москве приоритетом», на еще одну ключевую должность: заместителя мэра – руководителя аппарата правительства Москвы. Ракова давно упоминалась в СМИ как верная соратница Собянина.
Так что контроль над московской землей – в новых руках, контроль за законностью ее оформления – тоже. Дело остается за малым: начинать новые стройки. Если, конечно, это заинтересует инвесторов. Хотя если не заинтересует – новая команда руководителей приведет других, более покорных.
Штрихи биографии
Владимиру Ресину 74 года, он доведет до ума уже начатые стройки, а потом его, похоже, с почетом проводят на пенсию. А на его место поставят кого-то из федерального правительства (или, возможно, кого-то из активистов саморегулируемых строительных организаций).
А их стиль руководства довольно похож на продемонстрированный вчера (27.10.2010) самим Сергеем Собяниным. Он выгнал всех чиновников с совещания по поводу организации школьных завтраков, потребовав вновь собраться через полтора часа с более подготовленными докладами. Давайте просто задумаемся. Какие новые данные о школьных завтраках, если они действительно мэру нужны, могут быть собраны за полтора часа? Какие новые выводы из них могут быть сделаны?
Можно было бы понять выговоры неподготовившимся чиновникам и перенос совещания на неделю (хотя бы!). Что неделя изменит в организации школьных завтраков? Но достоверную информацию собрать можно успеть (если предыдущая не устроила) и поверхностный анализ сделать.
Чтобы понять логику событий, нужно обратиться к биографии Сергея Собянина. После школы окончил Костромской технологический (ранее – текстильный) институт в 1980 году. Уже в 1982–1984 гг. Собянин – заведующий орготделом Ленинского райкома ВЛКСМ Челябинска, а в 1984–1990 гг. – «на руководящей партийной и советской работе». Отсюда – комсомольско-партийный стиль руководства.
Затем Сергей Собянин окончил Всесоюзный юридический заочный институт в 1989 г. С заочным юридическим (и текстильным) образованием он возглавлял в 1990–1991 гг. государственную налоговую инспекцию в городе Когалыме. В 1991–1993 годах – глава администрации Когалыма. (Бешеные девяностые, если кто помнит, а также время становления нефтяных вертикально-интегрированных компаний, в том числе «ЛУКОЙЛа», аббревиатура которого изначально расшифровывается «Лангепас–Урай–Когалым».) Вот во времена подъема «ЛУКойла» – тогда название так писали – у администрации Когалыма вдруг появились деньги на уборку мусора с улиц, а сам город оказался лучшим в Западной Сибири. Собянина заметили и оценили как хорошего хозяйственника.
Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru