Центры притяжения покупателей недвижимости
Каково селиться в окружении природы, спорта или развлечений
Стадион «Уимбли», похоже, стал одной из самых узнаваемых достопримечательностей Лондона: его арка, как монохромная радуга, возвышается над всеми северными пригородами. Скученность городской жизни вокруг него, как многие болельщики знают, менее запоминается. По дороге от центрального железнодорожного вокзала "Уимбли", где на каждом шагу сражаются за бизнес ценой в один фунт стерлингов маленькие магазинчики, ростовщики и ломбарды, в дни матчей переполнены спортбары и букмекерские конторы, пишет Financial Times.
В Москве не меньше, чем в Лондоне, существует крупных объектов, которые могут стать центрами как притяжения, так и отталкивания покупателей жилья. По мнению экспертов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», их очень важно учитывать в маркетинге новых масштабных проектов, особенно связанных с комплексным освоением территорий. В риэлторских компаниях также придают подобным факторам большое значение.
«Мы внимательно следим за крупными объектами в районе, где продается жилье, – говорит директор по маркетингу «НДВ-Недвижимости» Ирина Наумова. – Шаговая доступность ТРЦ, спорткомплексов обязательно учитывается. Но это может вызывать как положительный, так и отрицательный эффект – непосредственная близость сверхбольших торговых комплексов типа «Ашана» отталкивает покупателей. Какой бы он ни был современный, но огромное количество машин неизбежно вызывает транспортные затруднения, которые в свою очередь приводят к недовольству жителей. И вообще, над комплексами такого масштаба, несмотря на все их качество и современность, витает рыночный аромат».
И все-таки крупные проекты способны вдохнуть новую жизнь в стагнирующие районы. Фрэнсис Генри, управляющий директор риэлторской компании Daniels, базирующейся в Уимбли, вспоминает: «Мой офис находится на дороге, и что я вижу – запущенный район, бедные люди, высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни. Много социального жилья. Когда-то здесь преобладали магазины типа C&A и «Маркс и Спенсер». Сорок лет назад, до возведения торгового центра на Brent Cross, этот район напоминал элитный West End. Ставки аренды были выше, чем Оксфорд-стрит».
Новый стадион, который открылся с большим опозданием в марте 2007 года, стал катализатором преобразований в этом районе. Более 35 га (87 акров) прилегающей территории стали объектом комплексного девелопмента, здесь начали возводить гостиницы, жилье, магазины и рестораны. Весь проект получил название «Уимбли-Сити».
За планами восстановления стоят местный совет и компания Quintain Estate, которая купила землю в 2003 году, когда работы на стадионе одолевали проблемы финансирования. Исполнительный директор Quintain Ник Шатток говорит: «В 2002 году власти, разрабатывавшие стратегию лондонского Генплана (Greater London Authority's – GLA), планировали строительство 146 новых домов на 1000 акров в районе «Уимбли». Мы убедили GLA возвести 5000 домов».
Планировочное разрешение было выдано в 2003 году, когда стадион изначально предполагалось открытть, а в реконструкцию концертной площадки «Арена Уимбли» было истрачено более 35 млн фунтов. На подходе были еще 40 зданий, в том числе бульвар баров и ресторанов, 656 номеров отеля Hilton и 9-зальный кинотеатр, а также аутлет, призванный дополнить «якорные магазины», как «Маркс и Спенсер». Началась работа по возведению двух 21-этажных башен-близнецов на Empire Way и 600-местного блока для размещения студентов.
В Европе вообще соседство жилья со студенческими кампусами считается очень престижным и является фактором повышения цен. В России, правда, обычно наоборот. Близость к МГУ района «Шуваловский» – не показатель, считают специалисты портала www.irn.ru: в районе «Университет» давно складывалась однородная престижная социальная среда. А вот если поглядеть на ценообразование в том районе Беляева (ближе к метро «Юго-Западная»), где расположены общежития Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы, то там цены на аналогичные квартиры будут явно ниже, чем в кварталах с меньшим уровнем криминогенности. Это можно легко проверить, оценив стоимость квартиры по квартирному калькулятору на сайте www.irn.ru.
Джеймс Сандерс, управляющий директор по коммерческим предприятиям Quintain, говорит: “Старый «Уимбли» привлекал на стадион 3,5 млн людей в год, и 12 млн приходило на «Арену». После расширения мы ожидаем 30 млн посетителей в год.
В целом, совет планирует возвести 6500 новых домов в течение ближайших 10 лет. Кроме того, "Уимбли" получил 85 млн фунтов инвестиций в общественный транспорт, что делает его одним из самых удобным городских районов с точки зрения сообщения с центральным Лондоном.
На пике активности совет принял решение о строительстве нового городского административного центра напротив «Арены», библиотеки и учебного центра, одобрил развитие торгового и жилого квартала.
Quintain Estate, несомненно, оказался в выигрышном положении в плане жилищного строительства. Два жилых квартала уже завершены. Комплекс «Форум Хаус» состоит из 145 частных домов плюс еще 160, которые представляют собой сочетание социального и арендного жилья. Цены варьируются от 217 500 фунтов за квартиру с одной спальней до 499 000 фунтов за 100-метровый дуплекс. В соседнем комплексе из 235 объектов (90 из них являются частными) цены колеблются от 175 000 фунтов за 30-метровую студию до 355 000 фунтов стерлингов 70-метровую квартиру с двумя спальнями и двумя ванными комнатами.
Само по себе наличие одного, даже очень крупного инфраструктурного объекта не может быть причиной, по которой инвестор примет решение об освоении смежных территорий, считает генеральный директор Vesco Group Вячеслав Ширяев. «Если до инфраструктурного объекта (например, горнолыжного склона или крупного яхт-клуба) легко добраться авто- или железнодорожным транспортом (как в Европе), то жилье рядом – это не из серии «must be», – говорит он. – Но если есть совокупность [нескольких] факторов, то комплексное освоение территории напрашивается».
По его словам, в 2008 году Vesco Group покупала землю под строительство завода объемно-модульных конструкций для малоэтажного домостроения «Веско Фэктори Хаус» в индустриальном парке «Волоколамский» в 82 км от Москвы. Владелец этого парка, компания «Терре ди Лама», после презентации на соседнем участке автогоночной трассы задумалась о переводе в статус ИЖС или «под дачное строительство» нескольких сотен гектар, т.к. наличие двух факторов (индустриальный парк как место работы и гоночная трасса как развлечения, спорт) уже создавало неплохие предпосылки для успешной реализации комплексного освоения территории. Кризис помешал реализации этого крупного проекта в Волоколамском районе, по сути – строительства нового городка.
Но несомненным лидером среди центров притяжения для покупателей жилья, вне всякого сомнения является природа, уверены специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Красивый ланшафт, чистый воздух, зеленые парки или вода – это те факторы, перед которыми очень трудно устоять. Это подтверждается, например, опытом «НДВ-Недвижимости»: несмотря на не очень удобную транспортную доступность комплекса «Царицино» (до 10 минут транспортом от метро), квартиры в нем продаются очень быстро. А пруд с рукотворным островом, где расположена усадьба царя Алексея Михайловича, стал фактором ускорения продаж в комплексе «Виноградный» в Измайлово. Хотя он относится к бизнес-классу, который сейчас трудно распродается, говорит Наумова. Чрезвычайно славится экологией Крылатское, видовые квартиры, выходящие на Крылатские холмы, сразу оказываются дороже на 10-15% по сравнению с аналогами. Несомненным центром притяжения для покупателей «Марфино» стал Ботанический сад.