Как изменились цены на недвижимость за последние 3,5 года? Ответ на этот вопрос довольно неожиданный: да никак! В этом несложно убедиться, если посмотреть, например, на график стоимости квартир в Москве, доступный на портале www.irn.ru. Хорошо видно, что показатели на конец 2006 года и сейчас (начало лета 2010 года) практически совпадают – это примерно $4.200-$4.300 за квадратный метр. И если смотреть на другие регионы России, то во многих из них картина будет похожей.
Такое положение вещей отнюдь не означает, что все это время цены на недвижимость стояли на месте. Последние 3,5 года были весьма насыщены нервным напряжением, захлестывающими эмоциями и томительными ожиданиями участников рынка. И речь идет далеко не только о банкирах, застройщиках и риэлторах. Люди, планирующие продать или купить квартиру, частные инвесторы и граждане, озабоченные пресловутым квартирным вопросом, – все они с тревогой брали в руки газеты, смотрели интернет-сайты по недвижимости, читали обзоры и прогнозы, пытаясь соотнести текущие реалии рынка с собственным бюджетом. За последние годы они пережили резкий рост цен 2005-2006 годов, за которым последовала стагнация 2007-го года, когда цены на квартиры в Москве несколько откатились назад. Потом преодолели первую половину 2008 года, когда снизившийся объем предложения жилья на фоне переизбытка свободных денег привел к резкому ценовому взлету перед самым началом кризиса. Затем вчерашние счастливые покупатели хватались за сердце, глядя на последовавший за этим 35-процентный провал. Как показывает упомянутый график цен на недвижимость в Москве, с конца 2009 года стоимость жилья снова слегка подросла, примерно на 5%-10%. И после этих взлетов и падений, все вернулось на круги своя.
Вверх или вниз?
Сейчас все больше специалистов склоняется к мнению, что в обозримом будущем стоимость квадратного метра сильно не изменится. И это вполне понятно: особых предпосылок для резкого роста цен на недвижимость не видно, но и сильно падать им причин тоже нет. Если бы для более глубокого падения были основания, то оно произошло бы еще в период кризиса, на фоне если не паники, то, по крайней мере, сильной настороженности настроений. Главной преградой для дальнейшего снижения цен стал ограниченный объем предложения, особенно в Москве. Как и любой крупный город, столица не резиновая, и число строящихся объектов не бесконечно. Именно фактор ограниченности предложения здесь играет ведущую роль, как отмечалось в статье «Почему недвижимость подешевела на треть, а не в 3 раза».
Согласно ей, если в свое время 2 фактора – переизбыток свободных средств и дефицит предложения – загнали цены на жилье в столице с $2000 до $6000 за метр, а потом исчезновение одного из них скорректировало цены назад до $4000, то возможный откат цен еще ниже, к $2000, как и их стабилизация на $4000, будут зависеть исключительно от того, сохранится ли дефицит предложения на московском рынке жилья или нет. Пока дефицит предложения сохраняется, поэтому московское жилье и подешевело только на треть (с $6000 до $4000), а не в 3 раза (с $6000 обратно до $2000). Ведь, так или иначе, все основные макроэкономические показатели – цены на нефть, курс рубля к доллару и т.п. – соответствуют сейчас периоду 2003-2005 годов, когда средний уровень цен на квартиры в Москве был в районе $2000, а не 2007 году, когда жилой квадратный метр в столице в среднем стоил $4000.
Поэтому если в некоторых регионах страны объем нового строительства действительно может вырасти и способствовать дальнейшему постепенному снижению цен, то в Москве и ближнем Подмосковье вряд ли следует ожидать появления новых объектов в таком количестве, которое способно вызвать заметное падение цен на рынке. Это же можно сказать о ситуации в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Возможностей сильно вырасти у цен на недвижимость сейчас также нет. Шальные деньги с неба никому не падают. Последствия кризиса, да и сам кризис никуда не делись, как показывают события последних двух месяцев на финансовых и валютных рынках. В Европе одна за другой страны оказываются в преддефолтном состоянии. Курс евро падает. США также находятся не в самом лучшем положении, несмотря на укрепление доллара. Цены на нефть нестабильны. Все это говорит, во-первых, о сомнительности перспектив крупных инвестиций в экономику России. Во-вторых, об ограниченности внутреннего платежеспособного спроса. В-третьих, о более осторожной в будущем политике банков в кредитовании населения, несмотря на громкие заявления в поддержку ипотеки.
Даже если правительству удастся добиться с помощью политического давления или экономических рычагов – неважно – некоторого снижения ипотечных ставок, то о щедрых докризисных условиях кредитования можно забыть. Вряд ли хоть один мало-мальски осторожный финансист готов с учетом американского, европейского, да уже и российского опыта пойти на предоставление ипотечных займов с нулевым первоначальным взносом или на срок в 30-40 лет. Равно как и справки о доходах и их источниках теперь будут проверять намного тщательнее.
Соответственно, спрос на жилье в обозримом будущем будет формироваться в основном за счет реальных покупателей, зарабатывающих в нынешних условиях достаточно для решения собственных жилищных проблем. А как показывает продажа новостроек за последний год, в частности, пример Марфино, а также опросы населения, например, в статье «Однокомнатная квартира должна стоить 1-2 миллиона рублей», предмет их интереса – квартиры в Москве по 70 000 – 80 000 руб. за 1 кв.м. или по 40 000-45 000 руб. в Подмосковье. А докризисные прайс-листы, по сути, стали историей.
Подробнее о вероятных вариантах развития событий руководитель аналитического центра www.irn.ru Олег Репченко говорил два месяца назад в докладе «Недвижимость Москвы: схожесть и различия сценариев 2008-2012 и 1998-2002 годов». Еще в апреле 2008 года аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» опубликовал статью «Кризис 1998 года может вернуться». Ее суть сводилась к тому, что периоды 1991-1998 и 2001-2008 годов на рынке недвижимости оказываются довольно похожими а, значит, для полноты аналогии, к концу лета – началу осени 2008 года вполне может иметь место кризис, аналогичный дефолту 1998 года. В июне 2008 года эту статью опубликовали «Ведомости» под заголовком «Формула кризиса: 7