Россияне открыли для себя недвижимость за рубежом
Жилье покупают в Болгарии, коммерческие помещения – в Германии
В первых месяцах текущего года эксперты по зарубежной недвижимости подвели итоги 2009 года для данного сегмента рынка и озвучили статистику. Как представляется специалистам аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», спрос на недвижимость за рубежом со стороны россиян достаточно значителен, более того, он пострадал заметно меньше, чем спрос на российскую недвижимость, по крайней мере, в пределах Московского региона. Опираясь на данные о запросах и сделках, попробуем в общих чертах оценить масштабы спроса наших соотечественников на недвижимость за рубежом.
С приходом кризиса падение цен на российскую недвижимость составило порядка 30-35%, при этом очевидно, что и объем сделок был меньше, чем в 2008 году. Следовательно, общий оборот также «просел» минимум на треть, а, возможно, и больше. В то же время, по информации экспертов-«зарубежников», объем российского рынка зарубежной недвижимости за минувший год уменьшился с 11,9 до 10,8 млрд. долларов, то есть на 10%, что в свете общеэкономической ситуации не представляется критичным.
Рассмотрим соотношение спроса на отечественную и зарубежную недвижимость на примере потребителей Московского региона. По данным Международного агентства зарубежной недвижимости Gordon Rock, средняя стоимость объектов зарубежной недвижимости, приобретаемых россиянами в 2009 году, составила 210 тыс. долларов. Поделив объем рынка «зарубежки» на средний «чек», получаем порядка 50 тысяч сделок по всей России. На покупателей из Московской области приходится порядка 45% от этого числа, т.е. более 22 тыс. сделок.
В то же время в 2009 году на рынке жилья Москвы было совершено порядка 100 тыс. сделок, примерно столько же – на квартирном рынке Подмосковья и около 50 тыс. сделок – с малоэтажной недвижимостью Подмосковья (таунхаусы, коттеджи и другие форматы загородного жилья). Таким образом получается, что за год совершено порядка 250 тыс. сделок с жильем столицы и региона. Следовательно, спрос жителей МО на зарубежную недвижимость составляет чуть менее 10% от общего спроса на жилую недвижимость Москвы и Подмосковья. По мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru , эта цифра выглядит достаточно реалистично.
Отметим также, что в ряде стран уже какое-то время именно россияне и граждане стран СНГ являются наиболее активными покупателями недвижимости. Так, по итогам 2009 года их доля составила 80%, на Кипре - 55%, в Черногории - 52%, в Египте -45%, в Израиле и в Хорватии - по 40%. Причем, как утверждают эксперты в области зарубежной недвижимости, это устойчивая тенденция последних лет.
Мотивы приобретения зарубежной недвижимости
Интересно понять, кто и зачем приобретает недвижимость за рубежом. Эксперты по зарубежной недвижимости сходятся в том, что большая часть соотечественников покупает жилье за границей для отдыха. Однако в 2009 году этот мотив немного уступил свои позиции по сравнению с предыдущим годом. Так, в 2008 году порядка 60% россиян купили зарубежную недвижимость для отдыха, а в 2009-м - 40%.
Следующий у россиян по популярности мотив покупки зарубежной недвижимости - инвестиции для получения дохода. Число сделок, совершенных соотечественниками с этой целью в 2009 году возросло до 25% - еще в 2008 году оно составляло всего 15%. Россияне все шире используют различные инвестиционные схемы приобретения недвижимости за рубежом, такие как апарт-отели под управлением международных гостиничных сетей, жилые проекты с гарантированной доходностью от застройщика, lease-back (схема возвратного лизинга или гарантированная рента), buy-back (обратный гарантированный выкуп застройщиком), доходная недвижимость (доходные дома, студенческая недвижимость).
Также эксперты особо отмечают рост популярности вложений в зарубежную коммерческую недвижимость в «среднем» бюджете.
На третье место по итогам 2009 года вышла покупка зарубежной недвижимости с целью получения вида на жительство (в том числе бизнес-эмиграция, получение мульти-визы) – доля таких сделок в минувшем году по сравнению с 2008 возросла с 10 до 20 %.
Неизменные 10% от общего объема сделок два года подряд составила покупка недвижимости по семейным причинам (таким как обучение детей, воссоединение семьи, «пенсионная» недвижимость). Наконец, порядка 5% приходится на другие причины, куда можно отнести, например, весьма экзотичное коллекционирование жилья.
Наиболее популярные у россиян страны
Минувший год показал немало изменений в структуре и характере спроса на зарубежную недвижимость среди наших соотечественников. Так, 15 стран-лидеров по популярности у россиян остались прежними - за исключением Израиля, который в 2008 году не входил в ТОП, и Хорватии, которая, напротив, в 2009 году из него выбыла, однако места в рейтинге заметно поменялись. Неизменными остались только лидерская позиция Болгарии – 1-е место по спросу, и Турции – 11-е место.
ТОП-15 самых популярных у россиян стран для покупки жилья
(по данным Gordon Rock)
2008 | 2009 | 2008 | сравнение 2009 и 2008 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Болгария | 1 | Болгария | 1 | без изм. | |
2 | Испания | 2 | Черногория | 3 | + 1 | |
3 | Черногория | 3 | Германия | 7 | + 4 | |
4 | Чехия | 4 | Испания | 2 | - 2 | |
5 | Италия | 5 | Чехия | 4 | - 1 | |
6 | Кипр | 6 | США | 12 | + 6 | |
7 | Германия | 7 | Кипр | 6 | - 1 | |
8 | Финляндия | 8 | Египет | 10 | + 2 | |
9 | Франция | 9 | Италия | 5 | - 4 | |
10 | Египет | 10 | Финляндия | 8 | - 2 | |
11 | Турция | 11 | Турция | 11 | без изм. | |
12 | США | 12 | Израиль | * | * | |
13 | Хорватия | 13 | Франция | 10 | - 3 | |
14 | Португалия | 14 | Греция | 15 | + 1 | |
15 | Греция | 15 | Португалия | 14 | - 1 |
* Израиль в 2008 году не входил в ТОП-15 стран
Данной теме была посвящена онлайн-конференция на портале www.irn.ru «Перспективы вложений в зарубежную недвижимость: какие способы и направления предпочесть россиянам?», а также статья «Зарубежная недвижимость восстанавливается от потерь».
Нужно отметить, что рейтинг стран, наиболее популярных у россиян для вложений в коммерческую недвижимость (в ценовом сегменте до 5 млн.евро), существенно отличается. На первом месте находится Германия, за ней следуют Чехия, США, Испания и Великобритания. Почти треть заявок пришлась на другие страны, доля которых в общем объеме спроса не слишком значительна.
Более подробно о наиболее популярных схемах и форматах приобретения зарубежной коммерческой недвижимости «Индикаторы рынка недвижимости» писали в статье «Россияне предпочитают за рубежом торговые помещения до 2 млн. евро».
Наиболее активные регионы
Если говорить о том, как распределяется спрос на зарубежную недвижимость среди российских регионов, то на первом месте (как уже было упомянуто), находятся покупатели из Московской области. Впрочем, их доля уменьшилась в 2009-м году по сравнению с 2008-м на 12% - москвичей несколько «потеснили» санкт-петербуржцы и жители других регионов РФ. Например, доля покупателей из Санкт-Петербурга увеличилась в 2009-м году на 33% по сравнению с предыдущим годом.
Отмечается и еще один любопытный момент: различные регионы России тяготеют к различным направлениям. Например, в Санкт-Петербурге и СЗФО наблюдается повышенный спрос на недвижимость Финляндии; в Татарстане и Башкирии – на Турцию, Египет, ОАЭ; в СФО и ДВФО – на Тайланд и Филиппины; в УФО – на Чехию. В то же время Болгария является фаворитом во всех российских регионах.
Как отмечают эксперты по зарубежной недвижимости, параллельно отмечается и рост интереса зарубежных застройщиков к российскому покупателю.
Минувший год охарактеризовался продолжением экспансии зарубежных застройщиков в Россию. Так, в 2009 году застройщики из Германии, Кипра, Англии, США, Черногории, Израиля, Австралии и многих других стран стали напрямую активно выходить на российский рынок, привлекая внимание россиян скидками, рассрочкой, гарантированным доходом и услугами управляющей компании. Новые застройщики в течение 2009 года открыли представительства в России, а многие тех, кто уже работал здесь, расширили географию своего присутствия, открывая филиалы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах-миллионниках или активно участвую в региональных выставках недвижимости.
Таким образом, по мнению сотрудников аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», в настоящее можно констатировать рост интереса россиян к приобретению недвижимости за границей. Этому, как нам представляется, есть ряд психологических предпосылок. В последнее десятилетие наши соотечественники стали активно ездить и познавать мир. Вместе с этим появился интерес к другим странам, где люди увидели для себя массу новых возможностей – для отдыха, обучения и для жизни. Существенно расширилось представление о различных уголках мира, в том числе и о недвижимости. Если еще лет 10 назад под словами зарубежная недвижимость понималась роскошная вилла где-нибудь на побережье, которая априори доступна только финансовой элите страны, то сейчас соотечественники открыли для себя многочисленные форматы в различных ценовых сегментах.
С другой стороны, есть и экономическая подоплека: многие россияне «научились считать» и поняли, что приобретение зарубежной недвижимости может быть выгодным. В то время как перегретый рынок отечественного (особенно столичного) жилья у многих вызывает опасения, в мире существует немало недооцененных, активно развивающихся регионов, вложения в которые представляются весьма перспективными.