Счетная палата проверит справедливость затрат на строительство 4 транспортного кольца в Москве
В последних числах октября Контрольно-счетная палата (КСП) правительства Москвы объявила, что начинает проверку «формирования цены строительства Четвертого транспортного кольца» (ЧТК). Еще год назад представители московской мэрии оправдывали большие затраты на строительство высокой стоимостью земли, которую приходится выкупать у собственников. Впрочем, сейчас цены на любую недвижимость в Москве, в том числе и на землю, существенно снизились. По мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, это вполне объясняет активизацию московских чиновников, стремящихся снизить затраты бюджета, который в этом году испытывает острый дефицит.
Традиционно московский бюджет сверстывался с дефицитом, не превышающим 15% от уровня городских доходов. В этом году дефицит перешагнул далеко за пределы этого рубежа. По данным на конец августа дефицит 2009 года ожидался на уровне 25% от общего объема бюджетных доходов. И если раньше дефицит бюджета легко покрывался за счет выпуска облигаций, то сейчас ситуация далеко не столь однозначная в этом вопросе. Хотя ставки по уже обращающимся на рынке облигациям российских эмитентов как частных компаний, так и муниципалитетов, существенно снизились, удачное размещение на рыночных условиях любому из эмитентов вряд ли возьмется гарантировать хоть один из инвестбанков. В итоге, вполне может сложиться ситуация, когда задолженность московского бюджета перейдет на следующий год.
На этом фоне вполне логично сокращать расходы, намеченные на 2010 год. И одну из значимых статей как раз и составляют затраты на строительство ЧТК. Изначально предполагалось, что на возведение 74 км дорожного полотна необходимо порядка 660 млрд руб. ($22 млрд) или примерно 9 млрд руб. ($300 млн) на 1 км трассы. Оглашение данной суммы сразу же вызвало значительный резонанс в прессе.
Высокая стоимость строительства дорог в России давно уже стала «притчей во языцех». Так, затраты на строительство 1 км трассы в 6 полос в развитых странах не превышают $10 млн, а в основных конкурентах России по привлекательности инвестиций (Бразилии, Индии и Китае) – $5 млн. Однако в России в среднем на строительство 1 км такой же трассы требуется порядка $15 млн. В Москве же и Санкт-Петербурге этот параметр традиционно колеблется в пределах от $100 млн до $150 млн. Но на возведение 1 км ЧТК, как говорилось выше, потребовалось уже порядка $300 млн. При этом на строительство 1 км Большого адронного коллайдера, который по технологичности, безусловно, является более сложным сооружением, чем городская кольцевая автомобильная дорога, было необходимо в 2 раза меньше.
Представители правительства Москвы объясняли столь высокие затраты на строительство ЧТК дороговизной земли в Москве, которую приходится выкупать у собственников. Так, по словам вице-мэра Москвы Владимира Ресина, затраты на строительство дорог в Москве на 60% формируются из компенсаций собственникам земли. И действительно, если исходить из минимальной кадастровой стоимости 1 кв. м земли в Москве, которая была введена в столице России в действие в 2007 году, то получится, что расчеты правительства Москвы вполне оправданы.
Так, по данным руководителя департамента земельных ресурсов правительства Москвы Виктора Дамурчиева, средняя кадастровая стоимость 1 кв. м московской земли составляет на данный момент порядка 135 тыс. руб. При этом средняя ширина дороги по 6 полос в каждом направлении с учетом разделителя и обочин составит по примерным оценкам около 40-45 метров. Таким образом, общая площадь земельного участка, резервируемого под строительство ЧТК, должна составить около 3,1 млн. кв. м. Исходя из кадастровых расценок, такой участок московской земли должен стоить 419,6 млрд руб. ($14 млрд) или 5,7 млрд руб. ($189 млн) на 1 км трассы. Если же учесть, что это только 60% от общей объема затрат, то получится, что на строительство 1 км ЧТК потребуется порядка 9,5 млрд руб. ($315 млн), а вся трасса будет стоить 699,3 млрд руб. ($23,3 млрд), что даже слегка превышает официально озвученные предварительные оценки затрат на строительство ЧТК.
Получается, что оценки, сделанные правительством Москвы год назад о возможных затратах на строительство ЧТК, скорее всего, при действующей на сегодняшний день кадастровой стоимости земли окажутся вполне оправданными. Однако для того, чтобы развеять создавшуюся вокруг этого эпизода нездоровую атмосферу, правительству Москвы все-таки стоит провести проверку эффективности проведенных расчетов. Ведь помимо прежней кадастровой стоимости земли, которую необходимо выкупить под строительство дороги, в состав затрат входят расходы на материалы и оплату работ по возведению трассы, а они как раз таки в значительной степени за прошедший год снизились. Причем по некоторым позициям снижение составило порядка 50%. Таким образом, подобная проверка позволит сэкономить (если не менять кадастровую стоимость земли) как максимум 139,9 млрд руб. ($4,7 млрд), что вполне сопоставимо с дефицитом бюджета на 2010 год.
Кроме того, подобная проверка позволит в очередной раз обратить внимание депутатов Госдумы на необходимость провести переоценку кадастровой стоимости. О несоответствии кадастровой оценки земли сегодняшним реалиям аналитический центр www.irn.ru писал в статье «Объемы строительства жилья вскоре могут заметно возрасти». Именно из-за высоких расценок на выкуп или аренду земли под строительство, которые привязаны к ее кадастровой стоимости, девелоперам сейчас зачастую невыгодно вести строительство жилья. Дело в том, что из-за высоких затрат на землю продажа квартир в условиях просевшего рынка не окупит всех издержек.
Схожая ситуация возникает на данный момент и у правительства Москвы при строительстве ЧТК. Так рыночная стоимость земли снизилась как минимум на 30%, то есть не менее, чем цена квадратного метра. При этом кадастровая оценка производилась в 2007 году в расчете на дальнейший рост цен на объекты недвижимости. В итоге, вполне может сложиться ситуация, что новая оценка кадастровой стоимости земли составит не более 50% от ее докризисного уровня.
Год назад аукцион на право строительства первого участка ЧТК от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе выиграло акционерное общество (АО) «Мостотрест», которое сейчас и ведет эти работы. В мае 2008 года их расценка составила 66,6 млрд руб. Теперь «КСП Москвы проверяет эффективность бюджетного планирования при формировании заявок на строительство ЧТК и соблюдения установленного порядка согласования начальной цены государственного контракта», пояснили в правительстве Москвы, подчеркнув, что проверка КСП Москвы является плановой. В то же время, она может серьезно повлиять на расценки по строительству ЧТК.
Но для этого правительство Москвы намерено внести некоторые коррективы в саму процедуру определения стоимости строительства ЧТК. «Из-за шумихи, поднятой в СМИ вокруг стоимости ЧТК, было принято решение ужесточить порядок согласования начальной цены госконтракта, – цитирует представителя московской мэрии РИА «Новости». – Сейчас оценку стоимости работ проводит технический заказчик в лице Москапстроя, однако поскольку Москапстрой является коммерческой структурой, данные оценки предлагается дополнительно согласовывать с одним из органов исполнительной власти города».
И хотя, какой из департаментов правительства Москвы будет назначен ответственным за определение справедливой стоимости ЧТК, пока не определено, судя по серьезности намерений правительства Москвы решение этого вопроса вполне может создать прецедент для досрочной переоценки кадастровой стоимости земли в Москве. В итоге, по оценкам «Индикаторов рынка недвижимости» за счет проверки КСП принципа формирования цены на строительство ЧТК может не только снизиться общая стоимость строительства этой трассы примерно в 2 раза, но и будет создан дополнительный повод, который может способствовать оживлению рынка недвижимости Москвы.