За счет нового финансового инструмента правительства России
Российские власти, наконец, придумали, как им довести деньги, выделенные банкам еще год назад для кредитования предприятий, до конечных потребителей. Для этого правительство намерено выпустить специальные облигации. И одним из главных бенефициаров от запуска данного инструмента могут стать девелоперские компании. По сути, это механизм, во многом напоминающий механизм рефинансирования ипотечных кредитов с помощью выпуска ипотечных облигаций Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Основная проблема в данном случае, по оценке аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», заключается в том, чтобы запустить этот механизм достаточно быстро, так как, если затянуть, то долгожданная стабилизация может обернуться очередным падением российской экономики.
Главной причиной спада российской экономики было вовсе не падение цен на нефть, так как основная часть доходов от поставок сырой нефти изымалась в стабфонд. Таким образом, неудивительно, что, несмотря на двукратное падение цен на нефть с июня по сентябрь 2008 года, ничего значительного в российской экономике не происходило. Напротив, в тот же месяц, когда было объявлено о банкротстве банковской группы Lehman Brothers, Росстат зафиксировал падение российского производства.
Дело в том, что основной рост российской экономики происходил за счет иностранных кредитов и их поэтапного рефинансирования. Как только четвертая по величине активов (розданных кредитов) и пассивов (полученных депозитов) в мире финансовая группа Lehman Brothers объявила о банкротстве, сразу же стало ясно, что большинству банков в мире как минимум предстоит фиксация убытков. В свою очередь, это означало для российских заемщиков, что им негде будет рефинансировать свои кредиты, так как у зарубежных банков из-за недополучения финансовой прибыли просто физически не было средств для кредитования развивающихся стран, в том числе и России.
Как только российские предприятия не смогли рефинансировать «висящие» на них на тот момент кредиты, начались сложности с выплатой процентов, задержки зарплаты и оплат поставщикам. Сокращение или невыплата зарплат отразилась на сокращении спроса и объема потребления, и предприятия стали испытывать сложности со сбытом уже произведенной продукции. Начались процессы банкротства уже внутри России, которые только обострили процесс падения спроса. При этом следует отметить, что девелоперские компании были одними из самых крупных заемщиков среди российских предприятий, поэтому их данный процесс затронул наиболее остро.
И единственным способом развязать «гордиев узел» было рефинансировать кредиты российских предприятий за счет государства. Правительство России решило использовать для этого институт госбанков, что на первый взгляд, вполне справедливо. Ведь именно в банках должны быть специалисты, которые могли бы определить, какое предприятие действительный банкрот, а у какого возникли форс-мажорные обстоятельства.
Однако проблема заключалась в том, что банки не хотели брать на себя риски. Ведь в ситуации кризиса совершенно не понятно, на что спрос сохранится, а на что – просядет, а также какая из менеджерских команд сможет «держать удар», а какая является нежизнеспособной в новых условиях. А деньги, предоставленные правительством, банки спустя некоторое время должны были бы вернуть государству. Поэтому банкирам было проще поднять кредитные ставки на заградительный уровень, брать кредиты по которым могли себе позволить лишь очень немногие предприятия. В итоге, деньги, предоставленные правительством России для кредитования промышленности, зависли на счетах банков.
Но держать их просто так банки не стали, а начали инвестировать в краткосрочные спекулятивные инструменты на фондовом рынке. Именно за счет этих средств произошел отскок индекса РТС от «второго дна» в 500 пунктов до «первого дна» в 1200 пунктов. Однако фондовый рынок хоть и во многом спекулятивный, но база для фундаментального роста создается все же на основе реальных макроэкономических показателей. И если рост промышленности, начавшийся летом 2009 года, не будет подкреплен в ближайшие месяцы новой волной кредитования, есть очень большой риск обращения роста фондового рынка в обычную «пирамиду» и «поиск последнего». Когда же «последний» среди банков обнаружится, «эффект домино» проявится уже на внутрироссийском рынке. А за банкротством банков последует и очередная волна банкротств среди промышленных предприятий, которые были клиентами обанкротившихся банков (на счетах банков были расположены депозитные счета этих предприятий). Ведь системы страхования вкладов для юрлиц российское государство не создало.
Предотвратить эту опасность может как раз новый инструмент, предложенный правительством России. Поскольку банки не имеют возможности разбираться в том, какие предприятия более устойчивы, а какие – менее, но при этом вполне охотно покупают облигации правительства России – облигации федерального займа (ОФЗ), – было решено выпустить ряд специальных ОФЗ, в которые будут структурированы кредиты предприятий. Все имеющиеся кредиты российских предприятий будут структурированы по размерам, срокам, уровню просрочки, размеру кредитной ставки и т.п., будет создана база соответствующих типов промышленных кредитов, и на общую сумму заимствований по каждому из типов будут выпущены ОФЗ соответствующего объема. И, скорее всего, деньги, которые правительство еще год назад направляло на кредитование предприятий, и которые числятся сейчас в госбанках, и будут направлены банками на выкуп этих структурированных ОФЗ.
За счет этого предприятия получат долгожданное рефинансирование, и цепь российского финансового оборота, разомкнутая год назад, снова замкнется. В итоге, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, российская экономика может начать возрождение уже в 2010 году, и одним из первых сегментов, который может почувствовать на себе это оздоровление может быть сегмент девелопмента. Важно, чтобы правительство России не затягивало со стартом данного инструмента, иначе, как уже говорилось выше, нынешний рост фондового рынка может сыграть злую шутку с будущим экономики страны.