Может ли генплан Москвы решить транспортную проблему?
Для этого нужен профессиональный подход архитекторов и специалистов
Разработка и утверждение генерального плана Москвы, которые длятся уже больше десяти лет, возможно, наконец, будут завершены. Московским чиновникам пришлось активизироваться, так как по федеральному законодательству до начала 2010 года в каждом регионе должны быть приняты документы территориального планирования. Теперь московское градостроительное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным. Но в столичном генплане не решены некоторые важные градостроительные проблемы Москвы и в первую очередь транспортная, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».
Разработка генплана столицы началась в конце 90-х годов. В 1999 году проект Генплана получил положительное заключение экспертных комиссий, после чего был утвержден правительством Москвы и направлен на согласование в Правительство РФ в части осуществления Москвой столичных функций. В коридорах федеральной власти согласование затянулось и так и не дошло до окончательной стадии. Процесс притормозил и тот факт, что в 2003-2004 годах шла подготовка нового градостроительного законодательства, а в середине 2004 года был принят новый Градостроительный кодекс РФ. Московским чиновникам предстояло вновь провести работу по «встраиванию» региональных норм в федеральные. Правда, судя по темпу их разработки, нельзя сказать, что вопрос генплана у столичного правительства был в списке наиболее приоритетных.
В этом году городским властям пришлось ускорить разработку документа. По закону о введении в действие Градостроительного кодекса РФ (закон, как и градкодекс, вступил в силу в 2004 году) до 1 января 2010 года все регионы должны разработать генпланы или схемы территориального планирования. Кроме того, все муниципалитеты, а также Москва и Санкт-Петербург как города особого значения должны разработать правила землепользования и застройки (ПЗЗ). ПЗЗ содержат расшифровку определенных генпланом градостроительных зон - какие объекты недвижимости и на каких условиях могут в них находиться, а также регламенты их застройки, в том числе предельные высотные параметры, и режимы использования. ПЗЗ также должны быть разработаны и утверждены до конца 2009 года: со следующего года согласно статье 51 Градкодекса РФ при их отсутствии «не допускается выдача разрешений на строительство».
Новые правила должны повысить скорость и прозрачность процедур согласований девелоперских проектов. Сейчас, пока генплана нет, на каждый отдельный случай выпускается постановление правительства.
Генплан Москвы был предметом дискуссий не только потому, что это «кирпичик», необходимый для наведения порядка в законодательстве. В столице накопилось немало проблем и ожидается, что пути их решения будут прописаны в том числе и в генплане, в котором должно быть отражено видение градостроительного развития столицы минимум на 15-20 лет вперед. Это и транспортная проблема, и проблема точечной застройки, и судьба экологически не всегда чистых промышленных предприятий, соседствующих с современными жилыми комплексами.
Разработчики генплана Москвы разделили город на зоны развития и стабилизации. В зонах стабилизации будут проводить только капремонт и благоустройство территории, к примеру, в районе Строгино, а в зонах развития, например, в районе Мневники, будет вестись реконструкция или снос домов, а также новое строительство.
По плану до 2025 года всего в Москве будет построено не более 100 млн кв.м жилья. В центре будет проходить последовательная реконструкция жилой застройки, в том числе построенной до первого периода индустриального домостроения в объеме около 4,2 млн кв.м. Помимо пятиэтажек, в Генплане также значится реновация части территорий 60-70-х годов постройки. В список жилья на снос в зависимости от района Москвы и состояния может попасть около 5 млн кв.м. в панельных девятиэтажных и двенадцатиэтажных домах серий 1605-АМ, II-49, II-57. При этом тенденцией до 2025 года станет возведение небоскребов. По замыслу авторов генплана высотки, которых может быть построено до ста домов, сформируют высотный силуэт города «в зонах наилучших условий зрительного восприятия высотных акцентов». Основное же строительство нового жилья и другой инфраструктуры придется на земли, с которых выведут промпредприятия между третьим и четвертым транспортными кольцами.
В то же время не ясно, как будет решаться одна из основных городских проблем – транспортная. Предшествующие советские генпланы столицы предполагали в три раза меньшее число автомобилей, чем реально получается в новой экономической ситуации, когда граждане даже с доходами ниже среднего могут позволить себе машину.
Дорог в Москве уже сейчас не хватает. Протяженность уличной сети, по оценкам экспертов, составляет около 4,8 тыс. км, а магистральных дорог – около 1,4 тыс. км. В департаменте транспорта и связи считают, что городу не хватает как минимум 350 км магистральной сети. Но в столице ежегодно строят не более 20-30 км дорог. Отчасти это связано со сложностями в финансировании – ведь многие дороги в Москве строятся на бюджетные средства. Отчасти – из-за того, что на многих участках, которые могли бы быть отведены под дороги, в последние годы была построена жилая или коммерческая недвижимость.
Пока нет оснований полагать, что в будущем ситуация кардинально изменится и дорог начнут строить на порядок больше. Ведь пока выделение на эти цели ни дополнительных денег, ни дополнительных площадок не предвидится. Одним из возможных выходов могло бы стать более активное привлечение инвесторов. Но инвесторам нужна будет компенсация – скорее всего, в виде площадки под строительство. И площадки желательно без обременений, так как обременением уже станет построенная дорога. Пойдут ли на это городские власти в условиях дефицита свободных площадок? Вопрос спорный.
Наиболее вероятным выходом представляет грамотная организация транспортных развязок, а также реконструкция дорог так, чтоб их ширина на протяжение больших участков не менялась. Ведь не секрет, что пробки на дорогах возникают чаще всего в местах их сужения или расширения.
Эти работы потребуют меньше средств, чем массовое строительство новых дорог, но более продуманного подхода к планировкам, считают в www.irn.ru. И от того, насколько профессионально подойдут к этому процессу архитекторы, насколько точно смогут спрогнозировать изменение количества машин, численности населения, структуры его занятости и другие показатели, в определенной степени будет зависеть, сможет ли Москва избежать транспортного коллапса.