Это произойдет за счет снижения доли социального жилья
Соотношение строящегося социального и коммерческого жилья в Москве начинает меняться в пользу увеличения доли коммерческого. Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» полагают, что тем самым рынок идет к более справедливому распределению доходов и сбалансированному состоянию. Кроме того, увеличение доли коммерческого жилья позволит ограничивать ажиотажный рост цен на квартиры в Москве в будущем.
Столичный стройкомплекс скорректировал планы по строительству жилья в 2010-2011 годах в пользу уменьшения доли социального. Изначально в 2009 году департамент городского заказа (ДГЗ) намеревался спроектировать дома для социальных нужд общей площадью более 2,523 млн кв.м, которые власти собирались построить до 2011 года. Однако планируемые объемы пришлось сократить до 1,63 млн кв.м.
Уменьшение объемов строительства социального жилья связано с сокращением бюджетного финансирования. В связи с экономическим кризисом бюджет Москвы на 2009 год уже неоднократно претерпевал корректировки. Последние поправки были внесены в начале июня: Мосгордума приняла в первом чтении законопроект, по которому доходы города уменьшаются еще на 417,3 млрд рублей (30%) - до 969,837 млрд рублей, расходы - на 294,5 млрд рублей (20%) - до 1,152 трлн рублей. Дефицит бюджета, таким образом, составит 182,7 млрд рублей.
Сокращение объемов строительства социального жилья – шаг, явно противоречащий политике столичного правительства последних лет, когда доля строящихся квадратных метров для реализации по городским программам неуклонно росла. В 2005 и 2006 годах она составляла 35% и 34% (1,6 млн из 4,6 млн кв.м и 1,8 млн из 5,3 млн кв.м соответственно). В 2007 году этот показатель уже достиг 52% (2,5 млн из 4,8 млн кв.м), а в 2008 году – 62% (2,5 млн из 4 млн кв.м).
Тенденция к росту доли социального жилья отражалась и в конкретных инвестконтрактах. Если до 2003-2004 годов по большинству договоров с девелоперами предполагалось, что городу отойдет 25-30% построенного жилья, а остальное – инвестору, то в последние годы такое соотношение чаще всего составляло 40:60, 50:50, а иногда и 60:40 в пользу города. Таким образом, получалось, что покупка квартиры оборачивалась для покупателя оплатой еще и жилья московского льготника, который получал квартиру бесплатно или на нерыночных условиях по одной из городских программ.
В результате более половины квартир, преимущественно квартиры эконом-класса, просто не доходили до рынка. А оставшуюся половину жилья, которая поступала в продажу, составляли новостройки бизнес-класса и элитные квартиры. Таким образом, как уже писал www.irn.ru в статье «Сокращение строительства в Москве больше не сможет поднимать цены» в 2007-2008 годах новостроек эконом-класса в свободной продаже почти не осталось.
Поэтому неудивительно, что в последние годы наблюдался ажиотажный рост цен на недвижимость. С начала 2000 года по осень 2008 года, когда был достигнут ценовой максимум, значение индекса стоимости жилья увеличилось в 9 раз. А в периоды наиболее бурного роста цен – с сентября 2005 года до сентября 2006 года и с декабря 2007 года до октября 2008 года – значение индекса увеличивалось на 95% и 43% соответственно.
Политику наращивания доли социального жилья городские власти планировали продолжать и дальше. Последние годы московские чиновники неоднократно давали понять, что у города есть все основные ресурсы, необходимые для девелоперской деятельности: площадки для строительства и деньги. И зачем давать возможность получения прибыли сторонним девелоперам, если город может это делать сам – задавались чиновники риторическим вопросом в беседах с журналистами?
Наступление кризиса дало властям дополнительный аргумент в пользу своей политики. Городской заказ должен был стать рукой помощи, которую город собирался протянуть девелоперам, испытывающим серьезные финансовые трудности. «Мировая практика показывает, что в кризисной ситуации город становится главным и единственным инвестором на строительном рынке, - заявлял недавно мэр Моквы Юрий Лужков. - Государственный заказ становится сегодня наиболее выгодной формой сотрудничества между строительными компаниями и городом. Стагнация на рынке коммерческого жилья поставила девелоперов в тяжелейшую ситуацию, сталкиваться с которой им не приходилось с печально известного 1998 года. Ужесточение условий кредитования и наличие значительных объемов незавершенного строительства на фоне резко снизившегося спроса уже поставили многие компании на грань банкротства. Вернуть их к жизни способен городской заказ. Только он сохранит рабочие места тысячам строителей и позволит их компаниям избежать долговой ямы».
Однако как показала практика, кризис коснулся бюджетов не только частных компаний, но и городского. И московские власти вынуждены были отказаться от масштабных планов строительства муниципального жилья. Это выразилось не только в корректировке показателей на ближайшие годы в целом, но и в изменении условий сотрудничества с отдельными компаниями. Так, недавно стало известно о расторжении контракта с городом группой ПИК. Напомним, в конце прошлого года ПИК выиграла аукционы на продажу городу под социальные программы 85 тыс. кв. м жилья в Химках, Долгопрудном, Люберцах и Мытищах. За эти квартиры компания планировала выручить 4,6 млрд рублей (из расчета 54 тыс. рублей за 1 кв.м).
Но денег ПИК так и не дождалась. Как отметил представитель правительства Москвы, город планировал рассчитаться только после оформления прав собственности на жилье, а на это обычно уходит год-два после завершения строительства. Между тем ПИКу сложно ждать. На 31 декабря 2008 года ее долги составили 39,8 млрд рублей, в том числе краткосрочные (до года) - 31,4 млрд рублей. Теперь, скорее всего, это жилье поступит в свободную продажу.
Поскольку город пока ничего не заявлял о планах снизить объемы строительства по Москве в целом, можно предположить, что при снижении объемов строительства социального жилья вырастет число домов, строящихся на коммерческих условиях. По мнению специалистов www.irn.ru, оптимальным было бы соотношение социального и коммерческого жилья от 30:70 до 50:50. При таком раскладе выиграют все стороны. Город сможет и дальше продолжать реализацию социальных программ. У девелоперов, с одной стороны, будет больший выбор проектов и больше возможностей заработать, а с другой – останется городской заказ как источник пусть не самого большого, но стабильного заработка.
Сокращение доли городского заказа позволяет предположить, что тот почти в 1 млн кв.м. жилья, на который сокращается горзаказ, теперь будет осваиваться коммерческими застройщиками и поступать в свободную продажу. Ведь город сейчас, как и все, нуждается в пополнении бюджета, а продажа земли под застройку – хороший способ привлечь деньги. А значит, на рынке постепенно может начать увеличиваться предложение жилья эконом-класса, что будет сдерживать рост цен в дальнейшем, утверждают специалисты www.irn.ru.