Гаражная ипотека поможет рынку недвижимости
От ее внедрения выиграют и власть, и бизнес, и население
Несмотря на финансовый кризис и не самые лучшие времена для рынка недвижимости и кредитования власти Москвы планируют развивать программу гаражной ипотеки. По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», от этого выиграют и застройщики, и банки, и автовладельцы.
Уже в конце этого года московские власти планируют запустить программу «Гаражная ипотека». Ее суть в том, что москвичи, у которых есть автомобиль в собственности, но нет гаража, смогут приобрести машиноместа в строящихся гаражных объектах в кредит. Причем, часть процентных платежей будет им компенсирована городом. Вопрос, какая именно часть – пока находится в стадии обсуждения. Помимо социальной ипотеки, граждане могут также воспользоваться накопительной схемой, которая подразумевает приобретение машиноместа в строящемся гараже по себестоимости строительства на условиях рассрочки оплаты его стоимости. В обоих случаях человек вправе рассчитывать на машиноместо в гаражном комплексе, площадью не менее 18 кв. метров. Обе схемы предполагают как возможность внесения первоначального взноса (от 10% до 50% от суммы), так и отсутствие его.
Сейчас в Москве около 1,5 млн гаражей. При этом, по данным московского ГИБДД, ежегодно в столице появляется 250-300 тыс. новых автомобилей, и уже сейчас городской автопарк насчитывает более 3,5 млн машин. К 2010 году число автомобилей в городе вырастет, по прогнозам, до 4 млн, а к 2015 – до 5 млн. Таким образом, сейчас лишь немногим более трети машин обеспечены гаражами.
Несмотря на острый дефицит машиномест, программы гаражного строительства долгое время не были у московских властей приоритетными. Еще 4-5 лет назад в городе было объявлено о программе «Народный гараж», по условиям которой владельцы машин могли самостоятельно найти площадку под строительство группы гаражей и, получив разрешение префектуры или города, организовать строительство. Тем самым по оценкам городских властей гараж обошелся бы им в $10-15 тыс. Для сравнения: стоимость гаражей в Москве на обычных, коммерческих условиях составляет $30-50 тыс., а иногда и превышает эти показатели. Однако по программе «Народный гараж» практически ничего не было построено. В основном это было связано с бюрократическими проволочками: инициативным группам на том или ином этапе согласований не удавалось получить необходимое разрешение.
В последние месяцы, как уже писал www.irn.ru в статье «Народный гараж может оказаться невостребованным», московские власти решили активизировать реализацию гаражных программ. Как недавно заявил мэр Москвы Юрий Лужков, Москва готова построить около 5 млн кв.м гаражей. В целом правительство Москвы планирует увеличить объем ежегодного ввода гаражей-стоянок по программе «Народный гараж» с 70 до 170 тыс. машиномест. Мэр подчеркнул, что правительство Москвы берет на себя обязательство обеспечить сохранность средств москвичей, которые они будут вкладывать в реализацию программы «Народный гараж». «Мы хотим эту программу осуществлять под нашим контролем вплоть до каждой точки, перемещения средств и всех тех работ, которые ведут заказчик, подрядчик», - добавил он.
По мнению специалистов www.irn.ru, такой интерес столичного правительства напрямую связан с тенденциями экономического кризиса. Сейчас многие сегменты рынков недвижимости функционируют по правилу: «лучше всего продается то, что дешевле». «Ажиотажный рост цен на недвижимость в последние годы привел к тому, что в Москве осталось относительно немного граждан, способных платить сотни тысяч долларов за столичную квартиру, - отмечает Олег Репченко, руководитель аналитического центра www.irn.ru. – В то же время, в отличие от 1998 года, в нынешний кризис население не потеряло свои накопления. И хотя на московскую квартиру или дом за городом многим сбережений все равно не хватает, покупка гаража за более скромный бюджет порядка 10.000$ выглядит более реалистичной для всего среднего класса. Так или иначе, гараж –крупная покупка, которая не подвержена быстрой амортизации, то есть его ценность вряд ли заметно упадет со временем, скорее наоборот, если брать продолжительный период времени. Причем, гараж можно рассматривать и как предмет для пользования и как актив».
Для москвичей гаражная ипотека на городских условиях могла бы стать альтернативой аренде машиноместа. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, стоимость такого машиноместа в 2009 году не будет превышать 350 тыс. рублей. Как показывает ипотечный калькулятор, при покупке такого гаража в кредит на 10-15 лет с первоначальным взносом, например, 10% стоимости размер ежемесячного платежа составит 4-6 тыс. рублей. Такая сумма сопоставима со стоимостью аренды гаража в Москве. Только в отличие от аренды ипотека позволяет получить право собственности на объект.
Гаражная ипотека может быть привлекательна и для банков, убеждены в www.irn.ru. Банки сейчас опасаются выдавать в кредит большие суммы денег, каких, например, требует покупка квартиры. Кредит на гараж – это возможность для банков заработать посредством выдачи большему количеству заемщиков меньших по размеру кредитов и в то же время с определенными городскими гарантиями.
Вполне возможно, что сейчас пришло время для активного развития гаражного строительства. От этого выиграют все: у застройщиков появятся новые заказы на подрядные работы, у банков появится возможность развивать кредитный продукт с относительно низким риском, а автовладельцы смогут по доступным ценам приобретать предмет пусть не первой необходимости но, тем не менее, нужный, отмечают в www.irn.ru.