Власти Москвы и Подмосковья занялись рекламой
На фоне финансового кризиса они строят очень смелые планы
Руководство Москвы и Московской области в последнее время стало делать громкие заявления о планах по строительству жилья, офисов и дорог. И хотя сроки исполнения этих планов весьма отдаленные, даже они, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, выглядят весьма оптимистично.
Накануне Нового Года правительство Москвы пообещало построить 60 высоток и увеличить протяженность столичных дорог и линий метро и объем жилищного фонда в 1,5 раза. Между тем, в сложившихся условиях большинство экономистов отказываются от своих старых прогнозов, а если и сохраняют их, то только в общих чертах. На этом фоне столь амбициозная конкретика правительства Москвы выглядит, на первый взгляд, как-то странно.
При этом совсем недавно стало известно, что многие планы по строительству в Москве не могут быть выполнены. «Индикаторы рынка недвижимости» писали об этом в статье «Московские высотки превращаются в миф». И происходит это из-за того, что у инвесторов не хватает денег. На этом фоне, если правительство Москвы начнет значительно резать свои собственные планы, даже у тех инвесторов, которые сохранили платежеспособный интерес к московской земле, может появиться сомнение в надежности вложений денежных средств в московский регион. В итоге, может возникнуть «эффект домино». Именно поэтому правительство Москвы повторяет, «как заклинание», что все планы будут выполнены. Однако теперь выполнены они должны быть только к 2025 году. К тому времени, как говориться, «либо ишак помрет, либо шах, либо я». На данный момент главное удержать «позитивную атмосферу», а там, как говорится, «видно будет».
При прочих равных позиция подмосковных властей выглядит несколько по-иному. В конце ноября на III Германо-российском форуме «Городское планирование, транспорт и логистика – Москва и Московская область» замначальника главы управления архитектуры и градостроительства Московской области Вячеслав Гордиенко сообщил, что возведение Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) позволит построить 50 млн кв. м жилья. Казалось бы это не так уж много, по итогам 2008 года планируется ввести в строй порядка 7 млн кв. м жилья. И этот темп выдерживается уже второй год подряд. Казалось бы, если темп строительства будет сохранен, а возможности для этого есть, так как свободной земли в Подмосковье гораздо больше, чем в Москве, то на выполнение озвученных планов потребуется 7 лет. Это конечно не трехлетний план, как у федерального правительства, но и не планирование на 17 лет вперед, как у московского.
В то же время стоит учесть, что это планы связанные исключительно со строительством ЦКАД и «зоной его влияния», которой, естественно, Московская область не ограничивается. В итоге, тот факт, что по словам Вячеслава Гордиенко, эти планы должны быть выполнены лишь к 2020 году, не кажется столь уж странным.
Однако, сам ЦКАД должен быть завершен лишь к 2015 году. Логично предположить, что жилье в зоне влияния ЦКАД может быть востребовано лишь незадолго до завершения строительства дороги, либо уже после того, как дорога будет пущена в строй. Учитывая, что срок возведения дома составляет примерно 3 года, по всей видимости, планы по строительству жилья в зоне влияния ЦКАД должны начать «воплощаться в жизнь» не раньше 2012 года, то есть за 3 года до сдачи в строй ЦКАД полностью. Иначе говоря, строительство 50 млн кв. м должно быть осуществлено за 7-8 лет. Но для «зоны влияния ЦКАД» это все-таки слишком короткий срок.
Поэтому возникает вопрос, где будут строиться эти 50 млн кв. м. Если обратиться к документу «Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития», утвержденному постановлением правительства Московской области № 517/23 11 июля 2007 года, то можно найти 11 «точек роста» экономики области в зоне влияния ЦКАД». Это Поварово, Рахманово, Ногинск-Электросталь, Бронницы, Домодедово, Троицк, Кубинка, Апрелевка, Белый Раст, Павловский Посад и Клин. Но во всех этих городах строительство жилья ведется и без ЦКАД. Между тем на развитие этих точек роста выделено порядка 2,5 тыс. га. При этом речь идет не только о строительстве жилья, но и о складской, офисной, производственной и торговой недвижимости. Естественно предположить, что на строительство жилья будет выделено меньше территории, чем на развитие в целом.
Следует отметить, что данные Вячеслава Гордиенко несколько отличаются от постановления правительства Московской области № 517/23. Дело в том, что, по словам Вячеслава Гордиенко, «в рамках проекта ЦКАД под строительство зарезервировано 22 тыс. га». «Из них под логистику – 2,5 тыс. га, под производство и хранение продукции, технопарки и бизнес-центры – 4,2 тыс. га, под малоэтажную и многоэтажную жилую застройку – порядка 4 тыс. га», – приводит слова замначальника главы управления архитектуры и градостроительства Московской области ИА «Интерфакс». Суммарно все перечисленные территории составляют лишь около 11 тыс. га. Получается, что остальные 11 тыс. га еще не распланированы. Не удивительно, что место застройки Вячеслав Гордиенко не уточнил.
Конечно, с момента подписания постановления № 517/23 11 прошло больше года, и объем выделяемой под строительство территории мог увеличиться. В то же время, вряд ли дополнительные места для строительства были выделены в тех же городах, что и в прежнем постановлении. При этом, если соотношение между разными видами застройки территории в «зоне влияния ЦКАД» и раньше были такими же, как теперь, то под жилищную застройку в 11 «точках роста» в «зоне влияния ЦКАД» из 2,5 тыс. га согласно постановлению № 517/23 11 отводилось около 1 тыс. га. Учитывая, что на 4 тыс. га, по словам Вячеслава Гордиенко, планируется возвести порядка 50 млн кв. м жилой недвижимости, то на 1 тыс. га, по всей видимости планировалось построить порядка 12,5 млн кв. м жилья. В итоге, при прочих равных нынешними темпами подобный объем строительства в масштабах всей области можно освоить примерно за 2 года. Некоторые могут возразить, что половина объема возводимого в Московской области жилья приходится на малоэтажное строительство, но в данном случае этот вид жилья попадает в сферу нашей статистики, так как плотность застройки 12,5 тыс. кв. м на 1 га характерна преимущественно для малоэтажного строительства.
И все же речь идет о только об 11 городах, а исходя из постановления правительства Московской области № 517/23 строительство запланировано примерно в 100 городов Подмосковья. Поэтому для возведения 12,5 млн кв. м в 11 городах потребуется, скорее всего, 20 лет. В то же время в связи с кризисом темпы строительства, скорее всего, снизятся. Таким образом, для реализации планов правительства Московской области может потребоваться еще более долгий срок. На этом фоне заявления представителей подмосковной администрации выглядят крайне оптимистично. Однако причина такого оптимизма, в общем-то, проста, ее корни лежат там же, где черпает свой оптимизм правительство Москвы. И те, и другие боятся спугнуть инвесторов. Конечно, поводов для оптимизма сейчас не много, но если их игнорировать, то «эффект домино» не заставит себя ждать. Поэтому, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, заявления представителей власти московского региона вполне корректны, но носят по большей части рекламный характер. При этом стоит учитывать, что в период Великой Депрессии выжили только те предприятия, которые резко увеличили свои расходы на рекламу.