Мировой центр смещается в Россию и Китай
Экономика США погружается в рецессию более чем на 5 лет
Затраты администрации США по выведению собственной экономики из кризиса постепенно приближаются к значимому с психологической точки зрения рубежу в $10 трлн. Однако сказать, что эта помощь оказывается за собственный счет нельзя. Правительство США уже сейчас намерено увеличить налоговую нагрузку на каждое домохозяйство страны на $32 тыс. Стоит отметить, что преодоление кризиса еще впереди и оно потребует дополнительных затрат, которые также лягут на плечи рядовых налогоплательщиков. Пока же речь идет лишь о компенсации уже понесенных правительством США тратах. Но даже на этом фоне можно сказать, что экономику США ждет продолжительная многолетняя рецессия, в результате которой она может потерять лидерство не только как политическая сила, но и как технологическая держава. Прежде всего, это скажется на девелоперском бизнесе, с которого начался кризис в США. По оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», это приведет к тому, что технологическое лидерство в сфере недвижимости, как и в стоимости жилья, вполне может перейти к России, Китаю и другим странам дальнего Востока.
Дело в том, что рынок недвижимости США уже переживал кризис, схожий с нынешним. Он имел место на рубеже 1989-1990 годов. И, по мнению большого количества западных участников рынка, выходу из кризиса тогда во многом поспособствовало крушение Советского Союза. Это позволило властям США высвободить часть средств военного бюджета для ликвидации последствий кризиса на рынке жилья. Но и этого на тот момент оказалось недостаточно. В итоге, администрация США была вынуждена увеличить в среднем на $1 тыс. годовую налоговую нагрузку на каждое домохозяйство в течение 4 лет.
Подробно о причинах кризиса американского рынка недвижимости рубежа 1989-1990 годов аналитический центр www.irn.ru писал в заметке «Россия опять хочет наступить на чужие грабли». Но главным катализатором, спровоцировавшим надувание пузыря на рынке жилья стала, как и сейчас, рискованная политика банков. И как тогда, сейчас правительство США перекладывает ответственность за просчеты финансовых воротил на плечи простого народа. Но тогда налоговая нагрузка была увеличена относительно обычного уровня всего на 4 года. В данном случае говорить о столь краткосрочном периоде увеличения налоговых отчислений для простых граждан не приходится.
Только за счет национализации Freddie Mac и Fannie Mae и выкупа «плохих» ипотечных займов у частных банков, на что суммарно требуется порядка $900 млрд, правительство США планировало увеличить налоговую нагрузку на $3 тыс. на человека.
При этом речь пока не шла о компенсациях за долговые списания банков, которые на данный момент составляют порядка $520 млрд, помощь крупнейшей страховой компании США AIG в размере $180 млрд и фондам недвижимости на сумму $230 млрд. Также не учтены дополнительные $300 млрд, на которые был увеличен лимит федрального долга, и $150 млрд, которые были потрачены на стимулирование спроса населением. Наконец, пока не посчитана компенсация за кредиты Fannie Mae и Freddie Mac, по которым, они в ближайшее время, скорее всего не смогут рассчитаться, а общая сумма этих кредитов составляет $5,6 трлн. Таким образом, общая сумма потерь американской экономики от кризиса составляет порядка $8 трлн.
В то же время по итогам 1991 года, когда черта под кризисом ссудно-сберегательной системы США была подведена, общая сумма потерь составила всего лишь $1,2 трлн, которые и были распределены между всем населением США в течение 4 лет в виде налоговой нагрузки. Естественно предположить, что и в складывающейся на данный момент ситуации правительство США переложит компенсацию всех потерь экономики на рядового налогоплательщика. При этом сказать, что эта нагрузка будет маленькой или краткосрочной нельзя.
Ведь если предположить, что имеющаяся сумма потерь будет распределена, как и прошлый раз, в течение 4 лет, среди населения в виде налогов, то годовой налог 1 человека вырастет примерно на $7,5 тыс., тогда как среднегодовой доход рядового американца составляет $30 тыс. Таким образом, дополнительная налоговая нагрузка составит порядка 25% среднегодового дохода рядового американца. При этом нужно учитывать тот факт, что на данный момент налоговая нагрузка в США составляет в разных штатах от 40% до 50% годового дохода человека. Получается, что при попытке ликвидировать кризис в течение 4 лет налоговая нагрузка может достигнуть 75% дохода граждан. Естественно, что такое резкое увеличение налогов население США терпеть не будут.
При этом логично предположить, что увеличение налоговой нагрузки не должно превышать 10% от среднегодового дохода рядового гражданина США. В таком случае, для ликвидации последствий кризиса правительству США понадобится порядка 10 лет. Если же налоговая нагрузка на рядовых американских жителей будет увеличена, как и во время прошлого кризиса, лишь на $1 тыс., то на ликвидацию экономических последствий кризиса у властей США уйдет порядка 30 лет.
Следует отметить, что дискуссии о размере увеличения налоговой нагрузки возникли в американском обществе сразу после озвучивания планов администрации США о том, чтобы переложить экономическую ответственность за выкуп Fannie Mae и Freddie Mac и «плохих» долгов на плечи обычных налогоплательщиков. В частности конгресс только со второго раза одобрил план администрации Буша по выкупу «плохих» долгов на общую сумму $700 млрд, а Вашингтоне и Нью-Йорке уже стали проходить митинги протеста. И дело не только в нарушении социальной справедливости (за высокорискованную политику финансистов приходится расплачиваться рядовым гражданам), но в том, что при увеличении налоговой нагрузки снижается уровень потребления. В итоге, падает объем производства, что приводит к рецессии всей экономики в целом.
Однако если не проводить увеличение налоговой нагрузки, то произойдет обвал всего финансового рынка США, так как специальных резервных фондов в отличие от России у Америки нет. При этом стоит помнить, что обрушение финансовой системы США автоматически ударит по котировкам гособлигаций США, так как госбюджет попадет в ситуацию кассового разрыва. А гособлигации США по сей день являются инструментом сбережения средств многих правительств. Поэтому довести страну до дефолта правительству США не позволит международное сообщество. Но даже, если допустить, что правительство США вновь возьмет в займы, компенсировать этот заем опять-таки так или иначе придется рядовым налогоплательщикам. В итоге, налоги в США в любом случае возрастут. И вопрос только в том, насколько. Международному сообществу выгодно, чтобы США «сползали» и «выползали» из рецессии плавно, так как это позволит правительствам разных стран также плавно и постепенно получить компенсации за приобретенные в свое время облигации правительства США.
Таким образом, вполне можно ожидать, что рецессия в США затянется как минимум на 10 лет. За это время, естественно, цены на жилье в США вряд ли будут расти, а учитывая тот факт, что «квартирного вопроса» перед американским обществом не стоит, можно утверждать, что скорее всего инициатива в разработке новых технологий в сфере строительства переместится туда, где на данный момент обеспеченность квадратными метрами жилой площади одна из самых низких, а производительный потенциал наиболее высокий – в Китай.
«Индикаторы рынка недвижимости» уже писали в заметке «Лондон теряет статус финансового центра», о возможной перемещении финансового центра. На фоне происходящего в США можно смело утверждать, что на место Америки встанет Китай, а на место Европы – другие страны Дальнего Востока. Именно здесь будут разрабатывать новые технологии строительства и именно здесь будет самое дорогое жилье. Учитывая промежуточное положение России, она также вполне может попасть в сферу действия новых центростремительных сил на рынке недвижимости и таким образом миновать участь европейского и американского кризиса как во всей экономике в целом, так и в сфере недвижимости в частности.