Трехкомнатные квартиры уступили свое лидерство
Традиционно считается, что загородное жилье приобретают семейные люди. Естественно, на семью приобретают жилье большое. Соответственно, и число комнат в нем должно быть большим. Но, как и во всяком правиле, здесь есть свои исключения. Так, по данным исследования рынка загородных жилых комплексов (ЗЖК) Подмосковья, проведенного аналитическим центром www.irn.ru в июне 2008 года, на рынке ЗЖК с каждым годом увеличивается доля квартир с небольшим числом комнат.
При этом надо иметь в виду, что ЗЖК обычно расположены за чертой подмосковных городов. Основное преимущество этого типа жилья – близость экологически чистых и гармоничных природных комплексов. В то же время, близость к природе – одно из преимуществ, к которым тяготеет элитный сегмент жилья. И изначально рынок ЗЖК позиционировался в Подмосковье именно как бизнес-класс или элитное жилье.
Однако с течением времени достаток россиян стал расти. При этом в московском регионе до сих пор наблюдается дефицит квартир хорошей планировки. В итоге, девелоперы стали строить ЗЖК на менее престижных направлениях, а также более удаленные от МКАД, чем раньше. Сказалось это, прежде всего, в количестве квартир. Как уже писали «Индикаторы рынка недвижимости» в статье «Загородные ЖК делают многонаселенными», с каждым годом число квартир в ЗЖК растет, а обычно считается, что чем больше квартир в жилом комплексе, тем меньше класс данного объекта.
При этом средняя площадь квартиры в ЗЖК существенно больше, чем в целом по Москве, не говоря о Подмосковье. Так, по данным сравнительного исследования рынка новостроек московского региона за 2006-2008 годы, проведенного аналитическим центром www.irn.ru в марте этого года, средняя площадь новостроек в Москве составляет порядка 100 кв. м, а в городах Подмосковья – всего 60-65 кв. м. Тогда как, по данным исследования рынка ЗЖК Подмосковья, проведенного «Индикаторами рынка недвижимости» в июне 2008 года, средняя площадь квартиры в ЗЖК за все время существования этого сегмента не опускалась ниже 114 кв. м. В итоге, средняя площадь квартир в ЗЖК оказывается выше как московских, так и подмосковных квартир. Естественно, что большая площадь подразумевает большое число комнат. И изначально на рынке ЗЖК преобладали трехкомнатные квартиры и квартиры с еще большим числом комнат.
Однако за прошедшие 3 года картина существенно изменилась. Если раньше на многокомнатные квартиры приходилось почти 70% от общего объема предложения, то на данные момент их доля едва превышает 50%. И сказалось это, прежде всего, на пятикомнатных квартирах и квартирах с еще большим числом комнат. Их доля сократилась почти на треть. Теперь она составляет 12,9% рынка. Также существенный урон понесли трехкомнатные квартиры, которые на начало 2006 года занимали лидирующие позиции на рынке ЗЖК. Теперь лидерство принадлежит двухкомнатным квартирам. Правда, достигнуть уровня, который продемонстрировали трехкомнатные квартиры в начале 2006 года – 28,9% рынка, – двухкомнатным квартирам пока не удалось. На их долю приходится на данный момент лишь 25,8%. Тем не менее, это больше, чем у трехкомнатных, которым принадлежит теперь лишь 23,5%. Сократилась и доля четырехкомнатных квартир. Если на начало 2006 года они занимали 20,8% рынка, то теперь – лишь 17,6%.
При этом, доля однокомнатных квартир, естественно, выросла. Она увеличилась так же, как и доля двухкомнатных, примерно на 7% по сравнению с началом 2006 года. В итоге, однокомнатные квартиры теперь занимают третье место – им принадлежит 20% рынка ЗЖК.
И такое развитие событий вполне естественно. Ведь застраивая менее престижные районы Подмосковья, девелоперы невольно попадают в сегмент эконом-класса, представители которого традиционно обладают меньшими объемами свободных денежных средств. И естественно, для них более привлекательны квартиры с меньшей площадью, а это обычно – квартиры с меньшим числом комнат. Таким образом, исходя из данных исследования рынка ЗЖК Подмосковья, проведенного аналитическим центром www.irn.ru в июне 2008 года, и по параметру преобладающего типа квартир можно сделать вывод, что ЗЖК все больше тяготеют к эконом-классу.