Власти Москвы решили ввести новый вид транспорта – дирижабли. Планируется запустить его в 2010-2011 годах. На эти цели планируется выделить более 1 млрд руб. По оценкам специалистов компании «Индикаторы рынка недвижимости», одной из причин, побудивших московскую мэрию к проработке такого решения, стал неудачный опыт властей Лондона по борьбе с «пробками».
Проблема «пробок» в Москве стоит на повестке дня почти каждого заседания правительства Москвы. И это не удивительно. Ведь буквально несколько дней назад в столице России была зафиксирована «пробка» длиной в 500 км. Достаточно, чтобы встал в обе стороны МКАД (109 км), ТТК (36 км), Садовое кольцо (16 км), Бульварное кольцо (9 км) и в одну сторону 10 основных радиальных трасс (длина каждой из которых примерно составляет 15 км). Стоит также отметить, что как минимум с 10 утра и до 8 вечера центр города представляет собой одну сплошную «пробку».
В качестве радикального средства борьбы с пробками власти Москвы давно планировали ввести плату за въезд в центр города. При этом в этих многочасовых московских «пробках» стоят как рядовые граждане, так и достаточно обеспеченные люди. Расчет администрации Москвы строился при этом на том, что число обеспеченных граждан не так велико и большинство автомобилистов предпочтет поставить машину на перехватывающей парковке, а самим перебраться в общественный транспорт.
Однако, как показывает международная практика, такого рода меры имеют определенное воздействие, лишь когда проблема «пробок» не стоит так остро. В частности, в ряде городов Восточной Европы, удалось снизить плотность потока машин за счет введения платы за въезд в центр города. Но там и сами «пробки» не были такими катастрофическими, они никогда не блокировали центр города, так как это ежедневно происходит в Москве.
Заторы, сопоставимые по протяженности с московскими «пробками», есть только в Западной Европе. При этом лучший результат по борьбе с ними путем введения платы за въезд в центр города был достигнут в Лондоне. Там плотность потока машин плата за въезд в центр снизила на 30%. Следует подчеркнуть, что это лучший результат за все 20 лет попыток применения подобной платы в разных городах всего мира. Но снижение плотности потока машин на 30% так и не решило проблему «пробок» в центре Лондона, а лишь несколько ослабило ее.
Для того чтобы заставить автолюбителей отказаться от поездок на своей машине и пересесть в общественный транспорт, городским властям необходимо предложить автовладельцам достойный вид общественного транспорта. Ведь одна из значимых причин, которая провоцирует людей на покупку автомобиля, – это комфортабельность поездок на работу и домой. И большинство предпочтет переплатить, но с комфортом не расставаться.
Именно поэтому идея, отчасти реализованная в Восточной Европе, фактически, провалилась в Лондоне. Возможно, это стало одной из причин провала на недавних выборах инициатора платного въезда в город, теперь уже экс-мэра Лондона Кена Ливингстоуна. В то же время его конкурент – Борис Джонсон – выиграл выборы, сделав одним из своих главных лозунгов отмену платы за въезд в центр города «как полностью не оправдавшую себя меру».
По сути, мера Кена Ливингстоуна провалилась из-за того, что не были подготовлены соответствующие компенсации для автомобилистов. Мэр Москвы Юрий Лужков, по всей видимости, решил не повторять ошибок своего английского коллеги и позаботиться о том, чтобы автовладельцы не чувствовали себя ущемленными. В рамках развития транспортной системы города Москвы создана адресная инвестиционная программа на 2009 год и плановое задании на 2010-2011 годы. Они подразумевают выделение в 2009 году 70,6 млрд руб., в 2010 году еще 77,2 млрд руб., а в 2011 году – 60,6 млрд руб. Эти средства пойдут на развитие монорельсовой системы и скоростного трамвая, организацию дополнительных регулярных автобусных маршрутов и перевод грузовой техники на класс топлива выше евро-2. И это не первые меры, предложенные правительством Москвы, по борьбе с «пробками» москвичам. Так некоторое время назад, правительство Москвы предложило всем деловым людям пересесть на велосипеды. Предполагается, что подобное решение также станет одной из мер по борьбе с московскими «пробками». Об этом аналитический центр www.irn.ru писал в статье «Велосипеды ликвидируют «пробки». Но все это, естественно, меры для экономкласса, и вряд ли они заинтересуют представителей бизнес-класса и тем более элиты.
Однако в этот раз не позабыли чиновники правительства Москвы и о представителях бизнес-класса и московской элиты, которые заботятся о своем комфорте по преимуществу, и которые также страдают в «пробках». Для них мэрия решила организовать новый вид транспорта – дирижабли. «Согласно проекту адресной программы, власти планируют заняться строительством дирижаблей и производственной базы для вип-дирижабля», – подчеркнула пресс-служба правительства Москвы.
На строительство монорельса от улицы Сергея Эйзенштейна вдоль Ярославского шоссе планируется потратить в ближайшее порядка 7 млрд руб., а на организацию скоростного трамвая – около 3 млрд руб. И хотя на реализацию дирижабельного проекта московская мэрия планирует потратить меньше всего – 1 млрд руб., можно смело сказать, что этот вид транспорта радикально изменит вид города. При этом конечно, нельзя не отказать московским чиновникам в широте замысла.
Дело в том, что первые проекты об организации регулярных рейсов дирижаблей над Москвой появились еще буквально столетие тому назад. Тогда предполагалось, что проект будет реализован к 1925 году. Власти Москвы решили ускорить реализацию проекта как минимум в 5 раз. Конечно, с тех пор технологии ушли довольно-таки далеко. Для начала это сказывается на безопасности полетов. В начале 20 века для подъема дирижаблей в воздух использовался легковоспламеняющийся водород. Это привело к катастрофе в мае 1937 года, когда взорвался немецкий дирижабль «Гинденбург», на борту которого находились 96 человек. Первый опыт после весны 1937 года был проделан в августе 2001 года, когда над озером Констанц в Западной Европе дирижабль поднял туристов. С тех пор за пределами городов экскурсионные поездки на дирижаблях стали осуществляться достаточно регулярно. Но в основном дирижабли используются в развитых странах только для контроля морских границ, координации действия полицейских при задержании преступников, анализа дорожно-транспортных происшествий и транспортировки грузов.
Перевозки же пассажиров на дирижаблях в массовом порядке не используются до сих пор. При этом сейчас для воздухоплавания на дирижаблях используется негорючий инертный газ гелий. Однако интерес к перевозкам пассажиров на дирижаблях тоже возрождается. Так, в начале этого года французский центр аэрокосмических исследований ONERA заявил о намерении построить к 2009 году «потомка» «Гинденбурга» – летающую гостиницу в виде дирижабля. Этот дирижабль будет состоять из 2 палуб, на которых смогут разместиться 40 гостей и 15 человек обслуживающего персонала. Общая площадь обеих палуб составит 1,1 тыс. кв. м. При этом предполагаемая дальность полета будет достигать 5 тыс. км (это примерное расстояние от Москвы до Лиссабона), а максимальная скорость – 200 км/ч, при средней – 150 км/ч. Таким образом, идея быстрого комфортабельного перемещения на дирижабле оказывается вовсе не так уж фантастична.
Тем более, что решение о создании сети вертолетных маршрутов над Москвой и Санкт-Петербургом, как писали «Индикаторы рынка недвижимости» в статье «Вертолеты спасут столицу от «пробок», было принято уже на федеральном уровне. И цены на полеты на вертолетах вполне сопоставимы с потенциальными ценами на полет на дирижабле. На данный момент стоимость многочасовой туристической экскурсии как на дирижабле, так и на вертолете, колеблется между 20 тыс. руб. и 50 тыс. руб. Так же сопоставима и стоимость самого пассажирского дирижабля и вертолета – от $1,5 млн.
При этом использовать дирижабли гораздо более экономично и экологично, так как расход топлива у дирижаблей примерно 15 раз меньше, чем у вертолетов. В итоге, себестоимость вертолета достигает $1 тыс. в час, а у дирижаблей она не превышает $200 в час. Если же дирижабль будет перевозить по 50 человек, то стоимость проезда для каждого человека существенно снижается. Она составит порядка 100 руб. в час, что существенно дешевле поездке на такси, которые так, как остальной транспорт стоят в «пробках». При этом комфорт от перевозки на дирижабле существенно выше, чем на вертолете, и уж тем более, лучше, чем стоять в «пробке». Таким образом, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, идея правительства Москвы может вполне найти адекватное понимание среди соответствующих потребителей. В итоге, московские «пробки» действительно могут «похудеть».