Правительство Москвы решило открыть первый в столице велосипедный маршрут. Он расположится рядом с территорией Парка культуры и отдыха имени Горького и частично будет проходить по самому парку. Если этот маршрут станет пользоваться популярностью у горожан, то подобная практика будет распространена на весь ЦАО. В этом плане Москва решила перенять опыт Парижа. По оценкам аналитического центра www.irn.ru, данное решение вряд ли окажется существенным в плане преодоления автомобильных «пробок».
Однако, по мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, российской столице все-таки следует присмотреться к парижскому решению проблемы «пробок». В столице Франции с лета прошлого года на специальных охраняемых велостоянках установлены 20 тысяч велосипедов. Любой может припарковать свою машину и пересесть на «двухколесного друга». После завершения маршрута он паркует муниципальный велосипед на такой же стоянке. Воспользоваться этими стоянками за отдельную плату могут и частные владельцы велосипедов. Юрий Лужков считает, что в ЦАО необходимо установить такое количество стоянок и ввести такое количество велосипедных маршрутов, чтобы пролема «пробок» рассосалась сама собой. В качестве пробного камня выбран район Парка культуры имени Горького.
Следует отметить, что велосипедный транспорт почти не развит в Москве в том числе и из-за полного отсутствия специальных велосипедных дорожек. На данный момент велосипедисты в зависимости от собственных предпочтений передвигаются по городу либо по пешеходным тротуарам, либо по автомобильным дорогам. В первом случае велосипедисты мешают пешеходам и создают опасные моменты, а во втором – велосипедисты сами оказываются в очень высокорискованной ситуации. Ведь в плотном автомобильном движении не всякий профессиональный велосипедист окажется «на высоте».
Именно создание первого велосипедного маршрута и мониторинг того, насколько он окажется востребованным горожанами, покажет необходимость дальнейшего развития этого проекта. Конечно, «нельзя делить шкуру неубитого медведя», но уже на данной стадии, пока проект даже не стартовал, можно сделать несколько предварительных замечаний относительно его перспектив. Введение дополнительных специальных дорожек, конечно, увеличит число велосипедистов на улицах Москвы, однако, решить проблему «пробок» с помощью велосипедного транспорта вряд ли удастся. И главная сложность в данном случае не в отсутствии специальных велосипедных дорожек и охраняемых велостоянок.
При заимствовании опыта Парижа следует иметь в виду тот факт, что столица России расположена на 8 градусов севернее столицы Франции. И хотя, формально, и Москва, и Париж лежат в умеренных широтах, и средние температурные характеристики Москвы и Парижа с мая по июль включительно почти совпадают, московская зима существенно более сурова, чем зима парижская. Так, в Париже зимой температура очень редко опускается ниже 0 градусов, тогда как в Москве средняя зимняя температура в Москве – -5 градусов по Цельсию. Кроме того, абсолютный минимум в Москве – -38 градусов по Цельсию, а в Париже – -10 градусов по Цельсию. При этом общее количество дней с отрицательной температурой во французской столице не превышает 10, тогда как в Москве этот параметр измеряется не днями, а месяцами.
В итоге, передвигаться по городу на велосипеде в течение почти полугода становится занятием как минимум неудобным, а как максимум – крайне провокационным для здоровья большинства горожан. Не даром же велосипедный сезон открывается в апреле и завершается для абсолютного большинства москвичей в сентябре. Кроме того, вся сложность холодного московского климата усиливается тем, что все-таки это не резко континентальный и не субарктический климат, где зима преимущественно холодная и сухая. В Москве температура часто переходит через порог 0 градусов по Цельсию как вверх, так и вниз по температурной шкале. При этом среднее количество осадков, выпадающее в Москве за год на 12% больше, чем в Париже. В условиях зимы это означает, что улицы перманентно запружены «кашей» из тающего снега с технической солью. Если ехать по таким улицам в открытом транспорте (каковым является, в том числе, и велосипед), то добраться до работы в приличном виде крайне затруднительно.
Поэтому, по мнению специалистов «Индикаторов рынка недвижимости», велосипед если и может хоть как-то разгрузить московские дороги, то только в рамках так называемого летнего сезона (с апреля по сентябрь). Причем половина из этого полугодия приходится на пору отпусков, когда нагрузка на дороги значительно снижается. Таким образом, решить проблему пробок за счет популяризации велосипедного транспорта в Москве вряд ли представляется возможным.