Завершено исследование рынка загородных жилых комплексов Подмосковья
Аналитический центр www.irn.ru завершил «Исследование рынка загородных жилых комплексов Подмосковья – 2008». В качестве одного из главных выводов можно сказать, что этот сегмент рынка недвижимости московского региона вступил в стадию насыщения и активной конкуренции. Это проявляется сразу в нескольких параметрах.
Средняя стоимость одного квадратного метра в ЗЖК выросла, как и в прошлом году, на 10,8% и составила $3832. Стоит отметить, что среди ЗЖК, в данный момент выставленных на продажу, есть как те, которые буквально недавно появились на рынке, так и те, квартиры в которых продаются уже около года. А есть и такие, которые попали в поле зрения «Индикаторов рынка недвижимости» еще год назад.
Средняя стоимость одного квадратного метра в целом по рынку измеряется с учетом всех этих объектов. Но так как у части объектов уже год назад была зафиксирована некоторая стоимость, то по отношению к ним можно замерить отдельную динамику. Обычно за счет более длинных продаж, перехода части объектов из более ранней стадии строительства в более позднюю и ряда других параметров изменение средней стоимости квадратного метра в этом сегменте рынка ЗЖК гораздо более динамично, чем в среднем по рынку в целом.
Такая же картина наблюдается и по результатам «Исследование рынка загородных жилых комплексов Подмосковья – 2008», проведенного аналитическим центром www.irn.ru. По итогам марта 2008 года они подорожали на 24,9%. В то же время, в этом сегменте рынка даже наметилось некоторое торможение в темпах роста их стоимости, так как годом ранее прирост цен у таких объектов составлял 26,2%.
Но, в целом, такого уровня изменения темпов являются незначительными, и поэтому можно смело говорить, что, фактически, рынок ЗЖК сохранил тенденцию прошлого года к медленному (сравнительно с другими сегментами рынка недвижимости московского региона) приросту стоимости. И это неудивительно. Ведь изначально квартиры в ЗЖК стоили довольно дорого. Именно поэтому средняя площадь квартиры в ЗЖК продолжает год от года сокращаться. Так, за 2007 год этот показатель уменьшился почти на 9% и составил 114,38 кв. м. В то же время данное сокращение несколько меньше, чем год назад: за 2006 год средняя площадь квартиры в ЗЖК уменьшилась почти на 12%.
Кроме того, уже за 2006 год в этом сегменте был достигнут достаточно высокий уровень конкуренции, когда число ЗЖК, находящихся в свободной продаже, выросло с 15 до 22. И за 2007 год этот показатель, можно сказать, сохранился на прежнем уровне: в марте 2008 года на рынке находился 21 ЗЖК.
Так же осталось примерно на прежнем уровне число активных операторов в этом сегменте рынка. По итогам марта 2008 таковых насчитывалось 40 компаний против 39 годом ранее. Что тоже вполне естественно, ведь, за 2006 год их число резко возросло – на 34,5%. При этом среднее число квартир в одном ЗЖК увеличилось почти на 27% и составило 217 квартир против 171 квартиры годом ранее. Следует отметить, что рост числа квартир в одном ЗЖК сохраняется уже второй год. И за 2007 год он только ускорился, так как по итогам 2006 года среднее количество квартир в ЗЖК выросло на 20,4%.
Таким образом, конкуренция между участниками рынка только возросла. При этом, тенденция к увеличению числа квартир и уменьшению их площади приводит к постепенному изменению целевой аудитории. Изначально квартиры в ЗЖК были очень просторными, за счет чего их итоговая стоимость была высокой, что косвенно является признаком элитного объекта. При этом самих квартир в одном ЗЖК было не так уж много, и в этом также проявлялся один из признаков элитного объекта. Но для элитного сегмента квартиры в ЗЖК играют все-таки роль, скорее перевалочного пункта, нежели постоянного места жительства и столь значимые площади в данном случае являются даже в каком-то смысле излишними.
В итоге, за счет уменьшения площади квартир (что позволяет говорить о переходе в сегмент бизнес-класса) снижается их относительная стоимость, и это позволяет приобретать людям с меньшими доходами. Наконец, растет число квартир в одном ЗЖК, а это также один из признаков перехода смены рынком ЗЖК целевой аудитории. В целом, на данном этапе квартиры ЗЖК все более и более становятся объектами, скорее, бизнес-класса, нежели элитными.
В том числе и в связи с постепенной сменой целевой аудитории в данном сегменте наблюдается столь незначительный прирост стоимости. И именно поэтому (на фоне заоблачных цен на другие виды жилья, ставших абсолютно недостижимыми для конечного потребителя) данный сегмент становится особенно интересным для большого круга потенциальных покупателей.
Всего «Исследование рынка загородных жилых комплексов Подмосковья – 2008», проведенное «Индикаторами рынка недвижимости», составляет 90 страниц фактического материала. Оно содержит подробные паспорта всех объектов, а также цены и информацию о продавцах. Данное исследование, несомненно, окажется полезным, как для операторов рынка загородной недвижимости, так и для граждан, желающих выбрать качественное жилье городского формата, расположенное в живописных природных зонах Подмосковья.