В начале этого месяца Минобороны объявило, что начинает прием заявок на участие в конкурсе по продаже земельных участков на территории бывших военных городков. По оценке аналитического центра www.irn.ru, этот шаг может позволить полностью решить, по крайней мере, в Подмосковье проблему с нехваткой земли с подведенными коммуникациями для строительства жилья.
Начальная цена торгов за выставленные Минобороны на продажу участки в среднем составляет порядка $106 тыс. за сотку. Такая цена не случайна: участки располагаются на улице Левобережная и Рублевском шоссе. Всего на продажу выставлено 12,131 га. Как минимум Минобороны хочет получить за них 3,736 млрд руб. Всего в 2008 году на продажу будет выставлено более 20 лотов. Из крупных городов помимо Москвы земли с коммуникациями и зданиями будут продавать в Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке.
Из 13,582 млрд га общего объема земель, числящихся на балансе Минобороны, «непрофильных» – более 20 млн га, из которых непосредственно в городах располагается около 200 тыс. га. Основная причина появления таких «непрофильных» земель – сокращение численности армии. За последние годы число служащих уменьшилось с 4 до 1,1 млн человек. Высвободившееся имущество в Минобороны оценивают минимум в 300 млрд руб. При этом данные объекты могут резко вырасти в цене, если на них построить жилье.
Только в Подмосковье таких высвободившихся земель, по словам выбранного президента России Дмитрия Медведева, 500 тыс. га. Учитывая, что одна из главных проблем Подмосковья, как и Москвы, – нехватка для строительства жилья участков с уже подведенными коммуникациями, приватизация 500 тыс. га была бы решением вопроса.
Территория Московской области составляет около 4,6 млн га. Примерно 250 тыс. га земель сельхоз назначения находятся в частной собственности. 90% из них принадлежат нескольким крупным землевладельцам, которые не спешат застраивать эти участки. Около 300 тыс. га занимают земли под населенными пунктами, принадлежащие муниципалитетам и органам местного самоуправления, в которых строить можно лишь с помощью точечной застройки. Примерно 1,7 млн га принадлежит подмосковному правительству. Из них 1,45 млн га – земли сельскохозяйственного назначения, строить на которых сложно в силу отсутствия коммуникаций. Остальные 250 тыс. га из собственности подмосковного правительства – земли, потенциально подлежащие жилищной застройке. Но про них пока никакой информации о приватизации или застройке жильем тоже нет.
И, наконец, порядка 2,3 млн га территории Подмосковья занимают земли, находящиеся в федеральной собственности. При этом примерно 1,8 млн га из них занимают земли неприкасаемого лесного фонда, оставшиеся 500 тыс. га – земли, пригодные для жилищного строительства. Это и есть те самые высвободившиеся земли военного ведомства.
Однако выставлять их напрямую на продажу правительство России, видимо не собирается. И поступят они в свободную продажу не скоро. 23 февраля на встрече с военнослужащими Таманской дивизии Дмитрий Медведев предложил губернатор Московской области Борису Громову вместе с Минобороны создать фонд управления бывшими землями военных и специальную компанию по строительству жилья на неиспользуемых землях. При этом преимущественное право получения квартир в новостройках, возведенных на этих землях, получат военнослужащие очередники. Всего их по стране около 130 тыс. человек.
При этом даже если допустить, что все военнослужащие очередники хотят получить жилье в Московской области, при средней плотности застройки 500 тыс. га (возведении малоэтажных домов) для свободной продажи останется как минимум порядка 380 млн кв. м. Скорее всего, Минобороны будет продавать их уже после строительства, так как сочло это более эффективным.
Следует отметить, что вопрос эффективности продаж «непрофильных» земель впервые поднял вице-премьер Сергей Иванов, еще в должности министра обороны. Тогда Минобороны занималось продажей «непрофильных» участков само. И именно результаты этих продаж заставили тогда Сергея Иванова передать эту функцию РФФИ. Конкурсы были не прозрачными, а Минобороны получало не более 30% от рыночной стоимости земель. РФФИ эффективность от продажи увеличил, однако, видимо, Анатолий Сердюков счел, что его новые подчиненные справятся с этой функцией даже лучше, чем РФФИ.
Новые участки бывших военных городков, выставленные на продажу, продает снова само Минобороны. Именно практическая жилка позволяет Анатолию Сердюкову оценить, какие проекты лучше выставить на продажу сразу, а какие после реконструкции. Естественно, строить для элиты и для простых граждан вещи разные. В случае с Рублевкой Минобороны сочло более выгодным продать землю до реконструкции, а в случае с участками в Подмосковье, видимо, посчитало свои силы достаточными для реконструкции этих участков.
Пока Минобороны и правительство Московской области будут создавать фонд и спецкомпанию пройдет года 2. Так же не спешат выставить на продажу участки частные собственники и само правительство Московской области, у которых суммарно так же находится во владении 500 тыс. га. На первый взгляд это не удивительно – резкий выброс на рынок большого количества участков под строительство жилья может привести к переизбытку предложения.
Однако не все так просто. По итогам 2007 года в Подмосковье было возведено около 7 млн кв. м жилья. При этом, по словам первого зампред правительства Московской области Александра Горностаева, потенциальный уровень, на который следует ориентироваться – 10 млн кв. м в год. Самый крупный проект по строительству жилья в Подмосковье сейчас осуществляет компания «Масштаб», которая на 12 тыс. га возводит порядка 10 млн кв. м. Если ориентироваться на прецедент «Масштаба», на выделенных для строительства жилья тех самых 500 тыс. га потенциально можно будет возвести не меньше 400 млн кв. м жилья. Если же верить г-ну Горностаеву, то для их освоения понадобится 40 лет.
Таким образом, становится понятно, почему и власти, и крупные частные собственники не спешат выводить свои участки под застройку. Для этого просто не хватает мощностей. Однако проблему обеспечения граждан России жильем президент России Владимир Путин потребовал решить за 10 лет. И решить эту проблему экстренным путем можно, лишь пригласив на рынок иностранные строительные компании и значительно увеличив уровень конкуренции на рынке строительства.