Ипотека в России так дорога, что колебание ставки в пределах 0,5 - 1% не оказывает никакого влияния на рынок недвижимости. Люди либо вообще не берут жилищные кредиты, так как не могут себе этого позволить, либо берут, не особо присматриваясь к ставке, потому что рассчитывают быстро вернуть долг, отметил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко, комментируя изменение прогноза АИЖК.

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) пересмотрело свой прогноз по росту ипотечных ставок: по мнению агентства, к концу года ипотечная ставка достигнет в среднем 13% годовых. Ранее АИЖК прогнозировало, что ставки по ипотеке к концу года вырастут до 13,5%. «Вероятность оптимистического сценария для нас выше, чем была в начале года. Банки скорректировались и заняли выжидательную позицию: они тестируют рынок, смотрят, насколько потребители отреагируют на снижение ставок», – цитирует «Коммерсантъ» руководителя аналитического центра АИЖК Анну Любимцеву.

Напомним, по данным Центробанка, средневзвешенная ипотечная ставка за январь-май 2013 г. составила 12,7% годовых.

Стоит ипотека 12,7%, 13% или 13,5% годовых – для потребителей не имеет значения. В любом случае такой уровень ставок запределен для большинства россиян, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кредитоспособность основной массы российского населения просто не соответствует требованиям рыночных ипотечных программ, подчеркнул эксперт.

Для тех же, кто все-таки решается связаться с ипотекой, изменение ставки на полпроцента тоже не принципиально. В отличие от стран ЕС и США, где ипотека – это всерьез и надолго, у нас ипотека из-за дороговизны зачастую используется в качестве инструмента краткосрочного кредитования. То есть, официально оформив ипотечный кредит на 20-30 лет, российский заемщик старается расплатиться с банком как можно скорее, года за три-пять, чтобы не переплачивать за жилье в несколько раз. (См. «Ипотека в России – инструмент краткосрочного кредитования».)

Снизить ставку до приемлемого уровня теоретически можно с помощью государственных субсидий. Но этот способ, во-первых, чрезвычайно затратный и может применяться лишь в отношении некоторых категорий населения – военных, врачей, учителей и т.п. (что и делается), а во-вторых – очень рискованный. Кризис на ипотечном рынке США, обернувшийся впоследствии рецессией, начался в том числе с субсидирования ставок: люди фактически брали кредиты на нерыночных условиях, и когда субсидии закончились, заемщики разорились, утянув за собой банки-кредиторы.

Снижению стоимости кредитования – не только ипотечного, но и экономики в целом – очень бы поспособствовало уменьшение ставки рефинансирования. Пока Центробанк одалживает деньги под 8,25% годовых, ипотеке под 6-7% и другим гуманным кредитам для бизнеса взяться неоткуда. Проблема в том, что снижение ставки рефинансирования простимулирует не только ипотечный рынок, но и разгонит инфляцию, которая у нас и без того высока. (См. «В условиях дефицита жилья дешевая ипотека стимулирует рост цен на недвижимость».)

«В общем, колебания ипотечной ставки в пределах 0,5 - 0,1%, которые происходят последние годы и, скорее всего, будут происходить в обозримом будущем, на рынок недвижимости не влияют практически никак. Повлиять могут только кардинальные изменения. Если, например, придет кризис и ставка взлетит до 20%, то ипотека вообще перестанет граждан интересовать. А если резко снизят ставку рефинансирования и ипотека подешевеет до 7-8%, то ипотеку будут брать многие», – резюмировал эксперт.