Введение платной парковки в центре Москвы не только поможет разгрузить забитые машинами дороги, но и улучшит потребительские характеристики элитного жилья. Однако сомнительно, что отечественные автомобилисты, привыкшие парковаться в три ряда и бесплатно, сдадутся без боя на милость властей, считает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.

Напомним, с 1 ноября власти Москвы в качестве эксперимента планируют ввести платную парковку на 22 улицах и переулках центра в районе Петровки и Каретного Ряда. Час парковки обойдется в 50 руб. Части местных жителей (собственникам квартир и ответственным квартиросъемщикам, но не членам их семей или арендаторам) позволят оставлять машины под окнами бесплатно. Но только ночью - с 20.00 до 8.00. Следить за оплатой будут парконы — автомобили с видеофиксаторами. С 1 февраля 2013 г. парковка станет платной внутри всего Бульварного кольца, пишет газета «Ведомости».

Ситуация, когда вся территория внутри Садового кольца забита припаркованными в несколько рядов машинами, в разы снижающими и без того невеликую пропускную способность улиц исторического центра, абсолютно ненормальна. Поэтому желание столичной мэрии отучить водителей бросать свои авто где попало и вообще заставить москвичей и гостей столицы пореже пользоваться личным транспортом – понятно и естественно. Тем более что выбранный командой Сергея Собянина способ достичь этой цели вполне соответствует практике развитых стран, отмечает руководитель www.irn.ru.

В европейских и американских мегаполисах парковок в центре, как правило, очень мало, и они очень дорогие. А попытки сэкономить, оставив машину в неположенном месте, непременно заканчиваются огромным штрафом. Из-за «недружественных» для автовладельцев условий чуть ли не половина автомобильного трафика в некоторых городах приходится на такси, которые при таком раскладе оказываются дешевле и удобнее личного авто.

Однако скрещивание западных традиций с отечественной действительностью может вызвать шквал народного возмущения. В отличие от Европы или США, где все давным-давно привыкли, что за роскошь пользования автомобилем в забитом транспортом городе надо много платить, в России введение платной парковки наверняка будет воспринято как очередная попытка чиновников залезть в карман к трудовому человеку. Соответственно, не исключено, что граждане и в дальнейшем будут парковаться как удобно – то есть в три ряда поперек проезжей части, игнорируя штрафы. А власти будут вынуждены закрывать глаза на саботаж, не в силах справиться с массовым безобразием.

Кроме того, нет уверенности в том, что система общественного транспорта Москвы выдержит наплыв бывших автолюбителей. Уже сейчас на многих конечных и пересадочных станциях метро в часы пик возникают людские пробки. А если все или значительная часть тех, кто сейчас ездит сверху, спустится вниз, подземка, по всей вероятности, окончательно превратится в Ходынку.

Возможно, благое дело наведения порядка в парковочной сфере стоило начинать не с введения новых запретов, а с попытки заставить граждан соблюдать имеющиеся. В принципе, уже и сейчас в центре Москвы множество мест закрыто для парковки, однако автолюбители не сильно от этого страдают, бросая машины прямо под запрещающими знаками. Причем сотрудники ГАИ порой в упор не замечают нарушений – даже если стоят в двух шагах от нарушителя.

Впрочем, в случае успеха эксперимента с платной парковкой – при наличии политической воли все осуществимо - можно будет ожидать не только уменьшения пробок на дорогах, но и улучшения экологической обстановки в загазованном центре. Оба эти фактора в свою очередь самым положительным образом повлияют на привлекательность элитных домов внутри Садового кольца, обеспеченных собственными парковками. Так как стоимость высокобюджетного жилья обычно сильно завышена – в расчете на торг, рост цены не обязателен, но стоит ожидать уменьшения скидок.

Зато старый фонд парковочные новации властей поставят в невыгодное положение. Ликвидность квартир в домах без парковки или хотя бы закрытой территории, где можно оставить машину, скорее всего, снизится. Впрочем, многие переселяются в центр именно для того, чтобы не зависеть от авто, поэтому продажи, конечно, не встанут, а цены не рухнут. Просто на поиск покупателя или арендатора будет уходить больше времени.