Тотальная проверка граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий и получение квартир от города, которая началась в Москве, в принципе оправдана, поскольку расходы на ее администрирование не могут превосходить стоимость предоставляемого гражданам жилья. Но это явление в целом шире, чем проблема очередников, сказал вчера главный редактор портала www.irn.ru Сергей Жарков газете «Известия».

«Очередников ждет тщательная проверка их соответствия статусу очередника, потому что то, что сейчас происходит, кроме как мошенничеством назвать нельзя в большинстве случаев, – сказала заместитель мэра столицы по вопросам имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина журналистам во вторник. – Когда мы начали проверять (очередников. – «ИФ») по всей России, то выяснилось, что многие из них являются достаточно обеспеченными людьми даже по меркам Москвы. Деньги, которые мы им даем на субсидию, – это деньги москвичей, и они не должны «попадать» из-за таких людей», – пояснила заммэра.

Комментируя заявление Сергуниной о том, что в Москве выявлены тысячи очень хорошо обеспеченных мошенников, претендующих на субсидии в качестве очередников, Жарков отметил, что с той же проблемой сталкиваются не только власти, но тысячи необеспеченных граждан. Например, пострадавшие в ДТП, когда за рулем виновного «мерседеса» или «лексуса» сидел безработный, управлявший автомобилем по доверенности. «У такого виновника никогда нет формального источника дохода, с него не получить денег на лечение или возмещение ущерба», – указал он. Может быть, исполнительная власть, справедливо не желающая выделять бюджетные субсидии тем, кого она называет мошенниками, совместно с законодателями сможет обратить наконец на это внимание.

По словам Сергуниной, лжеочередников будут не только снимать с очереди, но и передавать информацию в компетентные органы для возбуждения уголовных дел по статье «Мошенничество». «То же самое касается и статуса «малоимущие». У нас очень много ситуаций, когда этот статус осознанный: людям предлагают работу, они от нее регулярно отказываются, чтобы сохранить свой статус и получить квартиру, – заявила Сергунина. – Есть очередники, которые имеют по четыре «мерседеса», - подчеркнула она. На вопрос журналиста, сколько мошенников уже выявлено, заммэра ответила: «Тысячи!»

Столичные власти выявляют мошенников путем запросов в налоговую службу, Росреестр, ГИБДД и другие структуры.

«Запросы в налоговые, правоохранительные органы – наверное, правильный подход, – считает главный редактор IRN.RU. – Но, с другой стороны, нельзя заставлять человека доказывать, что он не верблюд. Нельзя заставить его собрать справки из всех населенных пунктов необъятной страны о том, что у него нет иной недвижимой собственности».

Говоря о ситуации в 2012 году, заммэра заявила, что в Москве решены жилищные проблемы 9000 семей, из них 1500 – в рамках программы переселения, остальных 7000 – по другим программам, в том числе выдачи субсидий. Она напомнила, что в очереди на улучшение жилищных условий в Москве стоят более 100 000 семей и на очередь на улучшение жилищных условий в столице постоянно встают все новые семьи.

По мнению Сергея Жаркова, жилищные субсидии – вообще непрозрачный и малоконструктивный путь. «Дешевое» жилье в столице становится все более дорогим (см. «Руководитель IRN.RU: «убитые» однокомнатные квартиры в Москве дорожают быстрее хороших, но дорогих» и «Жилье экономкласса вымывается из Москвы»), а нормативы не позволяют выделять субсидий больше, чем положено. В результате действительно нуждающимся, бесквартирным гражданам субсидии не позволяют реально решить жилищную проблему.

Потенциально гораздо правильнее развивать строительство как «бездотационных» домов для очередников (в которых действительно нуждающиеся будут получать жилье за минимальные деньги, но не в собственность – государство обязано обеспечить нуждающихся жильем, но кто сказал, что оно обязано обеспечивать их собственностью? – а в аренду от города), так и настоящих доходных домов. В конце концов, первый столичный доходный дом, построенный ныне не существующим департаментом инвестиционных программ строительства правительства Москвы, до сих пор приносит в бюджет города стабильный доход.

Программа строительства таких домов не развивается, упираясь в экономику проектов, подчеркнул Жарков. Большая конкуренция, которую составляет вторичный рынок аренды жилья, не дает ставкам подниматься, чтобы обеспечить доходность не на уровне сегодняшних 5-6% годовых, а хотя бы 10-11%. Выход на этот показатель нужен, чтобы хотя бы обеспечить платежи по кредитам, не говоря уже об уровне инфляции.

Однако, по мнению эксперта, существуют иные пути повышения рентабельности, кроме увеличения ставок жилищного найма. Прежде всего – снижение себестоимости проекта для инвестора. Если город возьмет на себя расходы по прокладке и подведению инженерных коммуникаций, подключению к энергомощностям, выделит землю целевым назначением на льготных условиях, обеспечит бескоррупционный и быстрый процесс согласования документов – экономику проекта можно вывести на приемлемый уровень для инвестора, уверен заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Сергей Жарков.