Легализация арендного рынка Москвы вряд ли приведет к росту платы за наем жилья. Но расходы на администрирование налогов с арендодателей, скорее всего, превысят возможные доходы казны от этого предприятия, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко в интервью программе «Новости Содружества» на ТК «Мир».

Напомним, 26 июня глава департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников пообещал, что правительство Москвы будет активно заниматься сбором налогов с жителей, сдающих квартиры в аренду. Выявлять потенциальных налогоплательщиков власти собираются с помощью участковых, управляющих компаний и ТСЖ.

По оценке Решетникова, вывод аренды из тени может принести казне 5 млрд руб. дополнительных доходов ежегодно: мэрия рассчитывает получать по 50 000 руб. в год с каждой из 100 000 квартир, которые сдаются в наем (при цене аренды в 30 000 в месяц и 13-процентной ставке НДФЛ).

Нынешняя кампания станет «надцатой» попыткой столичных властей заставить москвичей платить налоги с доходов от сдачи жилья в наем. Предыдущие ощутимых результатов не дали, отметил эксперт. Более того, целесообразность таких усилий вызывает большие сомнения.

Во-первых, владельцы элитной и, следовательно, самой «налогоемкой» недвижимости и так заключают с арендаторами официальные договоры и отчисляют государству все положенное. Потому что а) боятся за сохранность своей дорогостоящей собственности; б) на узаконивании отношений настаивают сами арендаторы – топ-менеджеры корпораций, часто иностранцы, которые таким образом защищают себя от капризов квартирных хозяев. Кроме того, в элитном сегменте в качестве арендаторов нередко выступают компании, снимающие жилье для сотрудников, и им нужны официальные документы, чтобы провести расходы через бухгалтерию.

Если предпринимаемые властями меры кого-то и затронут, то только владельцев относительно дешевого жилья, нередко пенсионеров, сдающих квартиры или комнаты для того, чтобы свести концы с концами. Именно такие малоимущие арендодатели, как правило, не жаждут делиться доходами с государством.

Кроме того, расчеты налогоемкости арендного рынка, приведенные Решетниковым, кажутся излишне оптимистичными. Хотя бы потому, что арендодателю совсем не обязательно платить НДФЛ - можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, и тогда налог составит уже не 13%, а только вполне гуманные 6%. При таком раскладе потенциальная прибыль городской казны от принуждения московских раньте к законопослушному образу жизни составит не 5 млрд, а лишь чуть больше 2 млрд руб. Для сравнения: доходы бюджета Москвы на текущий год запланированы в объеме 1,4 трлн руб. Учитывая огромные затраты на администрирование налога – оплату труда полицейских, отлавливающих «серых» арендодателей, налоговиков, рассчитывающих налог, сотрудников регистрационной службы, фиксирующих сделки, судебные издержки и т.п. – овчинка явно не стоит выделки.

По мнению руководителя www.irn.ru, сомнительная рентабельность борьбы с арендодателями-неплательщиками - одна из причин, по которой ситуация со сбором налогов в этой сфере практически не меняется, несмотря на периодические информационные кампании на тему повышения налоговой дисциплины.

Впрочем, даже если усилия властей увенчаются успехом, это вряд ли отразится на величине арендных ставок. Дело в том, что их размер в Москве уже давно определяется не расходами арендодателей, а платежеспособностью арендаторов.

«Арендодатели всегда стараются взять с арендаторов по максимуму, и если бы могли поднять цены под тем или иным предлогом, то давно бы это сделали. Однако большинство московских арендаторов снимают квартиры на пределе возможностей, и просто физически не в состоянии платить больше. Поэтому если хозяину квартиры придется платить налог, то это, скорее всего, приведет к уменьшению его прибыли, а не к росту ставок», - резюмировал эксперт.