Перед столичными властями стоит множество задач, связанных с девелопментом территорий

Переход от запретительной политики в сфере строительства к разрешительной нельзя не приветствовать, однако эффект от деятельности Московского центра недвижимости рынок почувствует только через несколько лет, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.

На днях столичный градоначальник Сергей Собянин подписал распоряжение о создании казенного учреждения «Московский центр недвижимости», которое возьмет на себя часть обязанностей городского департамента земельных ресурсов. В частности, центр получит права по учету всех столичных земель и в качестве госзаказчика займется распределением земельных участков. Также МЦН возьмет на себя подготовку документов для инвентаризации земель и земельных участков и оформления земельно-правовых отношений, пишет газета «Московские новости».

Появление подобного ведомства вполне закономерно, так как перед столичной мэрией сейчас стоит множество задач, связанных с девелопментом территорий, отмечает эксперт. Во-первых, земельные отношения на присоединяемых к Москве 148 000 га, мягко говоря, не отличаются прозрачностью. Поэтому, прежде чем начать застройку бывших подмосковных владений, московским властям придется сначала разобраться, что и кому там принадлежит.

«Старая» Москва также предоставляет собой обширное поле для деятельности Московского центра недвижимости, так как из-за тотальной ревизии инвестконтрактов в городе «подвисло» множество строительных площадок.

Напомним, получив назначение в столицу осенью 2010 г., Сергей Собянин фактически сразу распорядился начать пересмотр всех инвестиционных соглашений, заключенных администрацией Юрия Лужкова. Только за 2011 г. были разорваны контракты на строительство 8,2 млн кв. м недвижимости. Что делать с землей, на которой все это планировалось возвести, пока не понятно.

Кроме того, городское правительство ввело запрет на возведение новых жилых домов, офисных зданий и торговых центров в пределах Третьего транспортного кольца. Однако законсервировать центр города в нынешнем виде не получится: значительная часть тамошней недвижимости давно выработала свой ресурс и остро нуждается в реконструкции. Соответственно, столичным чиновникам необходимо определить, за чей счет и во что именно можно превратить заброшенные промзоны и тысячи квадратных метров ветхого жилья.

Учреждение отдельной структуры для операций с землей имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, появится ведомство, персонально ответственное за инвентаризацию участков, что должно положительно сказаться на качестве этой работы. С другой - создание новой организации дело долгое, поэтому плоды ее деятельности рынок сможет попробовать только через несколько лет. Например, Фонд РЖС работает с 2008 г., но пока не оказывает серьезного влияния на динамику цен на рынке: доля подготовленных им земельных участков незначительна, особенно в столичном регионе. Уже существующие структуры, вероятно, разобрались бы в земельных проблемах быстрее.

В общем, создание Московского центра недвижимости – движение в правильном направлении. Однако значимые для рынка результаты могут появиться только в среднесрочной перспективе, резюмировал руководитель www.irn.ru.