В отличие от России, где к передаче разваливающегося культурного наследия в частные руки относятся чуть ли не как к преступлению, на Западе приватизация памятников архитектуры – обычное дело. Так руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко в эфире радиостанции «Говорит Москва» прокомментировал информацию о возможной продаже Вестминстерского дворца в Лондоне.

Вчера, 23 января, газета The Telegraph сообщила, что Вестминстерский дворец, в котором раньше обитали короли, а ныне размещается британский парламент, может быть продан российскому или китайскому инвестору – в казне нет 1 млрд фунтов стерлингов ($1,6 млрд), необходимых для спасения памятника, постепенно сползающего в Темзу.

Старинное здание стало стремительно разрушаться после начала строительства линии метрополитена в районе Вестминстера в 1990-х годах, а сооружение подземной парковки под дворцом усугубило ситуацию: на стенах появились глубокие трещины, башня Биг-Бен, символ Лондона, отклонилась от вертикали почти на 46 см.

Одно из самых знаменитых исторических зданий Лондона - универмаг Harrods – уже давно принадлежит иностранцам, его нынешним владельцем является Катарский инвестиционный фонд, напомнил руководитель www.irn.ru. Конечно, в данном случае речь идет не о частной собственности, а о государственной, и парламенты до сей поры в продажу не поступали, но, в принципе, приватизация памятников в Европе широко распространена – даже богатые страны не в состоянии содержать всю свою историческую недвижимость на бюджетные средства.

Продавая памятники инвесторам, власти одновременно убивают двух или даже трех зайцев: экономят бюджетные средства, пополняют казну и одновременно сохраняют архитектурное наследие, привлекающее в город туристов. Предприниматели также оказываются в выигрыше: с гостей отеля, расположенного в рыцарском замке, можно брать повышенную плату – за «аромат эпохи», а у приспособленного под офис старинного особняка в крупном деловом центре не бывает отбоя от состоятельных арендаторов.

Московским чиновникам стоило бы взять на вооружение опыт европейских коллег, уверен эксперт. Чуть ли не половина зданий в центре российской столицы, в том числе имеющих статус памятников, нуждается в реставрации, на которую в казне средств нет и не предвидится. Однако продавать ветшающие архитектурные сокровища власти не торопятся – не в последнюю очередь «благодаря» крайне настороженному отношению российского общества к идее приватизации исторических зданий. Впрочем, и сами девелоперы не очень жаждут связываться с подобными объектами из-за безумного количества согласований, необходимых для того, чтобы их отреставрировать и приспособить для современного использования.

«Не надо бояться отдавать памятники старины коммерсантам – во всем мире это общепринятый способ сохранения архитектурного наследия без огромных бюджетных инвестиций», - подчеркивает Репченко.

По его мнению, Москве нужны четкие и ясные правила, регулирующие сферу реконструкции и реставрации, а также гарантии для инвесторов. Чтобы, с одной стороны, не происходило «случайных» обрушений исторических зданий, а с другой – девелопер знал, что у него не отнимут объект под надуманным предлогом после того, как он вложил в него кучу денег.

Что касается Вестминстерского дворца, то в случае продажи его, скорее всего, перепрофилируют в роскошный отель. Впрочем, целевое назначение объекта будет зависеть от условий, поставленных властями. А покупателем бывшей монаршей резиденции может стать какой-нибудь российский олигарх - например, Роман Абрамович.

«Не думаю, что футбольный клуб «Челси» в этом отношении прибыльнее. Когда речь идет о больших капиталовложениях, легче вложить во что-то вечное. В условиях, когда инфляция по всему миру начинает раскручиваться, подобные долгосрочные инвестиции становятся очень привлекательны, так как при благоприятной экономической обстановке этот актив можно будет без проблем продать», - отметил Олег Репченко в интервью RB.ru.