Недавно на рынке московской недвижимости появилась информация о том, что в Москве продается квартира за 2,5 млрд руб. Это рекордная для рынка сумма. Значимой в данном случае является и стоимость 1 кв. м. Она превысила 51 тыс. евро или $73 тыс. А спустя неделю прошла информация, что эта квартира уже продана. Между тем, сам факт того, что информация о подобном предложении была предоставлена средствам массовой информации (СМИ), представляется странным. Тем более странно, что эта квартира была продана за такой короткий срок. В итоге, как показало собственное исследование ситуации аналитическим центром www.irn.ru, никакой продажи не было. Получается, что «продана» была не квартира, а хорошая «утка». И появление такой «утки» – предвестник негативных тенденций на рынке московского жилья.
На прошлой неделе бюро недвижимости «Агент 002» сообщило, что в районе Чистых Прудов выставлена на продажу квартира стоимостью 67 млн евро или почти 2,5 млрд руб. Дом, где продается квартира, состоит из 6 квартир, и каждая квартира занимает более 7 этажей. Концепция комплекса повторяет идею таунхаусов в городском исполнении. Площадь квартиры 1300 кв. м, каждый этаж квартиры занимает только 1 комната. В подземном этаже расположен паркинг и инженерные системы, на I этаже – бассейн и зона отдыха, на II – гостиная комната, на III – комната отдыха, на IV – детская комната, на V и VI – 2 спальни, на VII – кабинет, на VIII – зимний сад, а последний этаж занимает терраса с видом на Москву.
При этом представители «Агента 002» подчеркивали, что «недвижимость класса de luxe является очень своеобразным сегментом, который рассчитан на очень узкую группу людей». Тем более удивительным кажется, что информация о продаже такого жилья распространяется в СМИ. Приобрести недвижимость данного типа могут лишь несколько человек и все они известны поименно. Именно на них и необходимо направлять адресную рекламную компанию по продаже дорогого жилья. СМИ, напротив, – это инструмент безадресной рекламы. Обычно распространение такого рода информации в СМИ не привлекает дополнительных клиентов к элитной недвижимости, а отпугивает их. Еще больше удивила информация, появившаяся спустя неделю, что эта квартира была продана за 3 дня, тогда как обычно поиск клиентов для покупки такого жилья ведется годами.
Но довершила парадокс информация, которую «Индикаторы рынка недвижимости» получили от представителей «Агента 002» и представителей СМИ, распространивших новость о том, что квартира продана. Как сообщил аналитическому центру www.irn.ru пресс-секретарь «Агента 002» Руслан Барабаш, никакой информации о том, что квартира уже продана, он СМИ не предоставлял и, по всей видимости, корреспонденты что-то напутали.
Комментарий Руслана Барабаша:
Между тем, 3 весьма уважаемых издания опубликовали статьи, в которых со ссылкой именно на г-на Барабаша сообщалось, что квартира продана. При этом корреспонденты изданий сообщили IRN.RU, что г-н Барабаш заявил им именно о том, что квартиру продали. Более того, приводились такие подробности, как возраст покупателя. Якобы им стал «довольно активный бизнесмен в возрасте около 40 лет».
Комментарий корреспондента Reuters Антона Дорошева:
Как говорил известный баснописец, «кто виноват из них, кто прав, – судить не нам».
Примечательно в данном случае другое. Информация об этой сделке появилась вскоре после того, как тот же «Агент 002» распространил сведения о выходе на рынок инвестиционных квартир. IRN.RU писал об этом в заметке «Спекулянты стали распродавать жилье». Распродажа инвестиционных квартир является показателем кризисной ситуации, которая грозит «эффектом домино». В то же время, по данным «Агента 002», начиная с середины августа в элитном сегменте стал расти объем предложения. Увеличение объема предложения обычно предшествует как минимум стабилизации цен. Между тем, элитный сегмент обычно наименее подвержен кризисным влияниям. Если же объем предложения стал увеличиваться даже среди самых дорогих московских квартир, то можно смело ожидать снижения цен по всему рынку.
При этом представители «Агента 002» косвенно признаются, что ситуация будет только ухудшаться. Так, по их мнению, «отметка в 2,5 миллиарда это не предел для Москвы и в ближайшее время в продаже могут появиться еще более дорогие объекты, продажу которых раньше старались не афишировать». По сути, это означает, что продавцы элитного жилья уже отчаялись найти покупателей традиционными способами и готовы искать их всеми доступными средствами, в том числе и с помощью СМИ. В то же время, представители «Агента 002» предполагают, что «на данный процесс влияют события, происходящие на фондовом рынке и проблемы с ликвидностью у некоторых компаний и физических лиц». Как известно, эти процессы напрямую завязаны на кризис в США, который будет преодолен по самым оптимистичным оценкам не раньше, чем через год. Соответственно, в течение ближайшего года в России можно ожидать, что рост объема предложения дорогих квартир продолжится. В итоге, есть вероятность снижения цен на элитное жилье.
В целом такая оценка полностью совпадает с мнением специалистов аналитического центра www.irn.ru, которое было изложено в статье «Цены на недвижимость в Москве – будет ли рост бесконечным?» и других материалах. Примечательно другое, что «утка» о продаже квартиры за 2,5 млрд руб. всплыла именно на фоне негативной конъюнктуры. Казалось бы, зачем это делать – распространять информацию, которая заведомо будет опровергнута? Дело в том, что опровержения обычно не читают, а в сознании застревает первичное сообщение. А смысл первичного сообщения в том, чтобы активизировать рынок. Для этого массовой аудитории сообщают, будто сильные мира сего продолжают активно скупать московское жилье, соответственно, цены на жилье будут только расти. Из этого рядовой потребитель должен сделать вывод, что и ему нужно срочно покупать жилье, а не «ждать у моря погоды».
Но такого рода метод активизации рынка далеко не нов. Он очень популярен среди западных риэлтерских компаний. И они им воспользовались, когда цены на жилье в Европе и США стали падать. Зарубежные риэлтеры стали распространять среди обеспеченных граждан России информацию, что главы российских госкомпаний и просто знаменитые и богатые россияне покупают дорогое жилье за границей. Новости об этом публиковали ведущие западные СМИ, а спустя 2-3 дня представители российской элиты опровергали подобные слухи. IRN.RU писали об этом в статье «Российская элита меняет свой имидж». Чем кончилось подобная активация рынка, всем известно – цены на западную недвижимость продолжают падать. Но «утопающий хватается за соломинку». По всей видимости, участникам российского рынка недвижимости так же, как их западным коллегам, уже держаться больше не за что.
Запись передачи на радио "Серебрянный Дождь" от 30 сентября 2008г, 18:40