Вторичный рынок жилья находится в патовой ситуации из-за упрямства продавцов
Главная забота риелтора – уговорить собственника назначить адекватную цену
За год в России закрылось более 4 000 риелторских агентств. Главная причина – патовая ситуация на вторичном рынке: у покупателей нет денег на покупку квартир по докризисным ценам, а продавцы психологически не готовы их снижать. В результате число сделок с квартирами падает, а значит, риелторы теряют заработок, отметил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко в интервью программе «Утро» на телеканале «Россия».
В России началась волна ликвидаций риелторских агентств, сообщает «РБК-Недвижимость» со ссылкой на исследование международной сети агентств недвижимости Century21. По итогам 2016 г. по всей стране закрылись 4 138 компаний, занимавшихся посредническими услугами на рынке недвижимости, или 11,5% от общего количества. Для сравнения: в 2015 г. прекратили работу 1 880 агентств недвижимости.
Одновременно в стране замедлился темп регистрации новых риелторских агентств. Если в 2014 г. во всех регионах России суммарно открылись 4 159 новых компаний этого профиля, то к 2015 г. число новых компаний уменьшилось до 3776, а в 2016 г. — до 3165, утверждает Century21.
«Дело не в том, что риелторы вдруг стали не нужны, а в том, что на вторичном рынке недвижимости, которым занимается большинство риелторов, сложилась «революционная ситуация», когда «верхи не могут, а низы не хотят», - сказал Олег Репченко. - Обычные люди не в состоянии покупать квартиры по ценам, сложившимся в условиях надувания пузыря и господства инвестиционных покупателей. «Газпромовского» топ-менеджера не сильно волновало, справедлива ли запрошенная цена – он спешил потратить очередной бонус, потому что недвижимость постоянно дорожала. Но теперь цены не растут, инвесторы ушли с рынка, богатым гражданам новые квартиры не нужны – они не только давно обеспечили себя жильем, но и накупили впрок инвестиционной недвижимости, с которой теперь не знают, что делать. На рынок вышла принципиально иная категория покупателей – граждане со средним уровнем доходов, у которых к тому же появилась альтернатива в виде недорогих новостроек. Поэтому докризисные цены в нынешних условиях потеряли актуальность».
Однако владельцы недвижимости не могут с этим смириться. По данным компании «ИНКОМ-Недвижимость», примерно 70% собственников неадекватно оценивают свои квартиры и не намерены идти на уступки. Причем разрыв между ожиданиями продавцов и возможностями потенциальных покупателей в среднем составляет 25%, а «нормативный» показатель, позволяющий сторонам договариваться и проводить операции купли-продажи, – не более 10%.
«На рынке новостроек снизить бюджет покупки можно с помощью уменьшения площади квартиры. Застройщики так и сделали: цену метра они снизили несильно – на 10-15-20%. Но еще на 20-30% они сократили площадь, поэтому бюджет покупки квартиры упал примерно в два раза. До кризиса «однушка» в 35-40 кв. м в пределах МКАД стоила миллионов шесть, не дешевле. А сейчас продаются студии за 3 млн руб., но площадь, конечно, уже метров 25. Однако на «вторичке» площадь изменить невозможно, надо обрушивать цену метра, чего собственники, конечно, совершенно не хотят», - продолжил эксперт.
Как следствие, примерно 40% владельцев жилья в Москве убирают квартиры с экспозиции, так и не сумев их продать. Это, естественно, сказывается на числе сделок: в Москве количество переходов прав на недвижимость с начала 2017 г. сократилось на 10% в годовом выражении.
На этом фоне все больше собственников пытаются реализовать свои квартиры без помощи риелторов: за год число таких продавцов увеличилось примерно на 15%, подсчитали в «Инкоме».
И причина не только в том, что владельцы жилья разочаровались в риелторах, которые не могут продать их квартиры по ценам существенно выше рыночных. Сами агенты, понимая нереальность запросов продавцов, отказываются иметь с ними дело, пишет «Инком».
«Риелторы позволяют сэкономить время и нервы при заключении сделок на рынке недвижимости, поэтому нужны будут всегда. А в сложных случаях, когда, например, нужно «склеить» длинную цепочку «альтернатив», без них обойтись практически невозможно. Другое дело, что рынок находится в патовой ситуации, и пока частники не осознают, что сложился новый уровень цен, рынок будет стоять. В этот период риелторам очень тяжело. Но нет худа без добра: выживут немногие, но лучшие – те, кто имеет клиентскую базу, отличные рекомендации и т.п.», - резюмировал эксперт.
Также по теме: