За защиту валютных ипотечников заплатят все
Депутаты предлагают ввести запрет за изъятие заложенного жилья в случае девальвации рубля
Предложенные депутатами законопроекты, запрещающие банкам обращать взыскание на предмет залога по ипотечному кредиту в случае девальвации рубля, носят откровенно популистский характер. Фактически, эта инициатива предполагает создание тепличных условий для небольшой части заемщиков – валютных - за счет всех остальных налогоплательщиков, отмечает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.
На днях группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, вводящих понятие обстоятельства непреодолимой силы для ипотечных заемщиков, которые делают невозможным исполнение обязательства по договорам об ипотеке, пишет «Коммерсантъ». Так, Гражданский кодекс предлагается дополнить нормой, позволяющей определять профильными законами конкретный перечень обстоятельств непреодолимой силы, применяемых для тех или иных правоотношений. Одновременно в законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» предлагается отнести к подобным обстоятельствам стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, войну, теракты, а также финансово-экономический кризис, другие не зависящие от воли сторон договора об ипотеке обстоятельства и, что особенно важно, изменение валютного курса, существенную девальвацию национальной валюты.
Также закон «Об ипотеке» предлагается дополнить следующим пунктом: «Обращение взыскания на заложенное имущество не допускается, если допущенное должником нарушение обеспеченного залогом обязательства возникло вследствие обстоятельств непреодолимой силы».
Как следует из пояснительной записки к проекту, поправки должны защитить ипотечных заемщиков в случае нестабильной экономической ситуации, при которой наблюдается высокая волатильность и девальвация национальной валюты, повышаются валютные риски и ухудшается экономическая ситуация в стране в целом. Особенно остро ощутили на себе это валютные ипотечные заемщики в 2014 г., когда выплаты по ипотеке выросли в два-три раза, говорится в документе. Поэтому авторы законопроекта предлагают распространить действие этой нормы на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 г.
Как напоминает издание, сейчас в России около 17 000 человек имеют ипотечные кредиты в валюте (менее 2% от общего числа ипотечников).
В комитете Госдумы по финансовым рынкам нашли инициативу коллег «интересной и нуждающейся в проработке».
Надо отметить, что это уже вторая инициатива за неполный месяц, лоббирующая интересы валютных ипотечников. В середине июля стало известно, что, вопреки первоначальным планам, новой госпрограммой помощи ипотечным заемщикам смогут воспользоваться только те из них, чей платеж по кредиту увеличился не менее чем на 30%. То есть только граждане с кредитами в валюте. Более 15 000 рублевых заемщиков, собравших документы, но не успевших воспользоваться прежней программой, помощи не дождутся, сообщил «Коммерсантъ».
«Для того чтобы претворить свой законопроект в жизнь, депутатам придется дать четкое определение понятий «кризис» и «девальвация». В последние месяцы рубль ослаб на 10% - это девальвация или нужно, чтобы на 100%? А если не на 100, а на 99%, то не считается? В общем, четкую границу здесь провести вряд ли возможно, что делает идею нежизнеспособной», - говорит Олег Репченко, комментируя предложение депутатов.
Но главное – это цена вопроса. Кто будет платить за дополнительную защиту одной группы заемщиков, причем далеко не самой бедной, от колебаний валютного курса? Центробанк? В 2014 г. Банк России уже был вынужден отказаться от валютного коридора ради спасения остатков золотовалютных резервов и российского бюджета с его номинированными в рублях обязательствами. Банки, которые непременно переложат возросшие риски на плечи всех своих клиентов, то есть повысят ставки по всем кредитам? Агентство по страхованию вкладов, которое должно будет компенсировать потери вкладчикам разорившихся банков? Непосредственно бюджет, то есть, де-факто, все налогоплательщики?
«Люди брали кредит в валюте, чтобы ежемесячно платить меньше, чем заемщики, оформившие рублевую ипотеку. При этом валютные риски по ипотечным кредитам в валюте депутаты планируют переложить с самих заемщиков на кого-то другого. Неправильно создавать тепличные условия для меньшинства с тем, чтобы за них платило большинство. И с чисто человеческой точки зрения неправильно, и для государства, которому придется покрывать дополнительные риски, подобная инициатива ни к чему хорошему не приведет», - считает руководитель www.irn.ru.
По мнению эксперта, валютную ипотеку лучше вообще запретить на законодательном уровне. «Покупать валюту, продавать – пожалуйста. А ипотеку, которая является социально значимым продуктом, выдавать только в рублях, чтобы не надо было потом спасать тех, кто захотел сэкономить на процентах», - резюмирует Олег Репченко.