Все участники коттеджного рынка проходят разные стадии понимания этого вопроса. Например, в 90-х годах на загородном рынке преобладал самострой, и централизованная инфраструктура была тогда не актуальна. После 2000 года началась эпоха строительства организованных коттедждных поселков, в которых инфраструктура стала рассматриваться как одна из основных отличительных особенностей, соответствующих новому качеству жизни. Однако довольно скоро стало понятно, что развитая инфраструктура в коттеджных поселках нужна далеко не всегда, и порой она может стать не преимуществом, а недостатком проекта.
 
Так, воодушевившись вначале красивыми рекламными буклетами, покупатели довольно скоро начинают понимать, что из-за развитой инфраструктуры поселка дома в нем оказываются заметно дороже. Согласно результатам исследования рынка коттеджных поселков Подмосковья аналитического центра www.irn.ru в среднем стоимость квадратного метра домов в поселках с развитой инфраструктурой оказывается на 200$ выше, чем в поселках с минимальной инфрастуктурой. Также примерно на 30% возрастает стоимость последующей эксплуатации. Учитывая активное развитие инфраструктуры ближнего Подмосковья, для ряда поселков собственная развитая инфраструктура оказывается не актуальной.
 
Застройщики коттеджных поселков сталкиваются с похожими проблемами в отношении инфраструктуры. Строительство объектов инфраструктуры требует дополнительных объемов начальных инвестиций (или кредитных денег), однако повысить за счет нее доходную часть проекта удается далеко не всегда. Оказывается, что не только продать объекты инфраструктуры профильным компаниям, но и сдать их в аренду, довольно не просто. Нередко инфраструктура не окупается из-за малой заполняемости, фактора сезонности, а также требует дополнительных дотаций и забот. В результате, однозначного отношения специалистов рынка к вопросу инфраструктуры коттеджных поселков на текущий момент нет.
 
Аналитический центр www.irn.ru совместно с участниками проекта Эколэнд провел опрос экспертов коттеджного рынка, целью которого стало выявление оптимального набора инфраструктуры для поселков эконом-класса и бизнес-класса. Проект Эколэнд, который выступил генеральным партнером исследования, объединяет 4 поселка на Новой Риге (Опушкино, Крючково-1, Крючково-2 и Турово) и в совокупности является одним из крупнейших в Подмосковье (около 400 домов на общей площади около 100 га).
 
Всего в опросе приняло участие 32 эксперта из 28 компаний, как строительных, так и риэлтерских, которые строят или продают достаточно большие поселки с инфраструктурой (не менее 50 домов).
 
Согласно проведенному исследованию, к базовым элементам инфраструктуры поселка, которые необходимы в любом случае, все эксперты без исключения отнесли только здание администрации, включающее службы эксплуатации, охраны и уборки территории. Фактически эти службы – основа организованного коттеджного поселка, которая объединяет отдельные дома в единый социум. Наличие остальных элементов инфрастуктуры считают необходимыми не все эксперты, а только их часть, следовательно, целесообразность наличия этих объектов зависит от конкретного поселка, его местоположения, класса и локальных особенностей.
 
Тем не менее, по мнению большей части экспертов даже в поселках эконом-класса должен присутствовать, по крайней мере, небольшой магазинчик или мини-маркет (88,9% респондентов), а также желательна аптека или аптечный киоск (74,1%). Помимо этого, в любом поселке желательная детская площадка (92,6% респондентов) и спортивная площадка, возможно, теннисные корты (85,2%). Конечно же, в поселках эконом-класса могут быть актуальны и другие объекты инфраструктуры, но это уже зависит от обстоятельств.
 
При переходе от поселка эконом-класса к поселку бизнес-класса, по мнению экспертов, должны появляться следующие улучшения инфраструктуры. Во-первых, в поселках бизнес-класса требуется более развитая спортивная инфраструктура – это спортивный зал/тренажеры (86,2% респондентов), фитнес-центр/ФОК (72,4% респондентов). Во-вторых, более развитая детская и медицинская инфрастуктура – детская комната/служба няни (72,4% респондентов), врач/медпункт (65,5% респондентов). Также в бизнес-классе более актуальны объекты питания – кофе/бар (93,1% респондентов), ресторан (65,5% респондентов). Впрочем, в поселках бизнес-класса в зависимости от обстоятельств могут оказаться целесообразными и многие другие элементы инфраструктуры.
 
В заключение этой темы следует также упомянуть те элементы инфраструктуры, которые, как правило, оказываются нецелесообразными для коттеджных поселков, если только речь не идет об эксклюзивных элитных проектах, или очень масштабной застройке. Это в первую очередь школа и детский сад – подобные объекты наиболее проблематичны с точки зрения профессионального управления, а также заполняемости.
 
В опрос экспертов коттеджного рынка Подмосковья вошли также оценки влияния объектов инфраструктуры на цену и ликвидность домов в поселке.  Помимо этого, в исследовании освещены темы эффективной стратегии продаж коттеджных поселков, целесообразности использования схемы продажи земли с подрядом, сезонности коттеджного рынка, эффективности различных инструментов рекламы и продвижения коттеджных поселков, а также другие вопросы.
 
 
Аналитический центр www.irn.ru и проект Эколэнд www.ekoland.ru