Идеальная Москва: что уже сделано в городе, а что только предстоит
Как не дать Москве превратиться в стандартный мегаполис со стерильными офисами и торговыми центрами
В последние несколько лет власти всерьез озаботились развитием общественных пространств Москвы: благоустраиваются парки и скверы, создаются пешеходные зоны и т.п. Многие москвичи приветствуют изменения, другие говорят о том, что Москва превращается в вечную стройку, а общественные пространства создаются «под одну гребенку».
Эксперты-урбанисты рассказали, что, на их взгляд, делается правильно, а чего столице все еще не хватает, в ходе онлайн-конференции «Новые городские пространства: как сделать Москву идеальным городом?». На вопросы читателей www.irn.ru отвечали Глеб Витков, преподаватель и руководитель проектов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, а также Антон Иванов, ведущий архитектор КБ «Стрелка» и руководитель проекта благоустройства улиц вокруг Центрального детского магазина.
Главное – внимание
Обновление городских пространств Москвы началось с приходом Сергея Собянина. В конце 2013 года редакция www.irn.ru опросила экспертов рынка недвижимости о том, какие самые важные изменения произошли на тот момент, а что еще нужно было поменять. Среди наиболее значимых обновлений эксперты тогда назвали появление пешеходных зон, модернизацию парков и развитие общественного транспорта (подробности читайте в статье «Главные перемены в облике Москвы 2013 года»). А из проблем, которые надо решить, называлась, прежде всего, транспортная (см. статью «Рынок недвижимости ждет последовательности от администрации Москвы»).
Прошло почти два года, за которые стало очевидно, что команда Собянина продолжает избранный путь. «Москва, как любой столичный город, концентрирует в себе амбиции и планы, которые после реализации становятся примером для всех городов страны. На мой взгляд, в последние годы важен сам факт внимания к городской инфраструктуре со стороны столичных властей, беря в расчет, в каком плачевном состоянии находится большинство площадей и улиц в российских городах, - говорит Антон Иванов. - Главное, что появляется в результате всех этих преобразований, что улицы жителями и гостями города больше не воспринимаются как дороги из точки А в точку Б, а используются как общественные пространства».
Помимо очевидных внешних изменений городских пространств, по мнению Глеба Виткова, важны и функциональные преобразования, например, введение зон платной парковки и появление различных электронных сервисов для населения, в частности, установка сети Wi-Fi в метро.
Дорогу пешеходам
Безусловно, одним из наиболее наглядных изменений является благоустройство улиц. Пешеходные зоны на центральных улицах начали обустраивать в 2012 году, а в прошлом году в Москве стартовал масштабный городской проект «Моя улица». «КБ «Стрелка» подключилось к этой программе только в этом году. Первые улицы, реализованные по нашим архитектурным проектам, можно наблюдать в центре города – это улицы вокруг Центрального детского магазина: Неглинная, Пушечная, Рождественка, Театральный проезд и Большая Лубянка».
Общая протяженность пешеходных зон, которые появились за последние 3 года, превышает 100 км. Было модернизировано почти девять десятков улиц, а в будущем их число должно достигнуть нескольких сотен.
Тем не менее именно с этими преобразованиями зачастую связано недовольство москвичей. «Сейчас уже, по-моему, пол-Москвы перекопали, и она вместо крутого города, который нам обещают, превращается в вечную стройку. Общественные пространства на фоне стройки выглядят не круто», - посетовал в ходе онлайн-конференции один из читателей www.irn.ru.
Парки и зоны отдыха
Другое заметное преобразование – реконструкция парков. Принципы, впервые реализованные в ПКиО им.Горького распространяются на многие другие парки. Однако некоторые читатели IRN.RU беспокоятся о том, что парки становятся похожими друг на друга. «Их насыщают шаблонными фишками, и с каждым годом становится все сложнее и сложнее выделять какие-то их уникальные черты, как это было раньше», - заявила читательница Екатерина.
Между тем, Глеб Витков считает, что такой опасности нет, и парки в целом развиваются в верном направлении. «Основной целью стало превращение парков в места, где приятно находиться. Появилась потребность в создании минимального набора инфраструктуры на территории парков: туалеты, кинотеатры и т.д. – все, что необходимо посетителям для комфортного времяпрепровождения. Поток посетителей увеличился, и далее развитие парков шло по принципу снежного кома: появились инвесторы, спонсоры, которые в совокупности с собственными ресурсами Москвы вдохнули в парки новую жизнь», - отмечает урбанист.
При этом парки, по мнению эксперта, не становятся одинаковыми: «С одной стороны, советские парки тоже были похожими: одни и те же лавочки, зеленые насаждения и прочее. Что касается современных парков, я считаю, что если они и похожи, то скорее по набору функций, но не с эстетической точки зрения. Сегодня парки, как правило, проводят конкурсы на разработку уникального дизайна и поэтому различаются. Сравните, например, Сад Баумана и Парк Горького – внешне они совершенно не похожи друг на друга».
Да и функционал парков заметно различается. Эксперт рассматривает расположенные рядом Парк Горького и Музеон: «Музеон ориентирован на искусство, небольшое количество посетителей, и с развитием Крымской набережной он стал представлять собой островок уникальной природы. Парк Горького заточен на крупных мероприятиях и имеет множество тематических зон, у каждой из которых есть своя аудитория. Недавно был реконструирован парк Садовники. Он уже кардинально отличается от первых двух: это районный парк с минимальной инфраструктурой, куда большая часть москвичей специально не поедет, поэтому он ориентирован на местных жителей».
Одна из читательниц обеспокоена последними изменениями. «Как вы считаете, что будет с Парком Горького после ухода Ольги Захаровой? Вообще со сменой руководства и команды департамента культуры грядут ли изменения в политике по развитию московских парков?» - спрашивает она. «С одной стороны, есть мнение, что нынешняя команда департамента культуры пытается разрушить все, что последовательно создавал Капков (предыдущий руководитель департамента культуры Москвы – прим. ред.). С другой стороны, с уходом Захаровой в Парке Горького мало что может измениться, - считает Глеб Витков. - Есть согласованная концепция развития, бюджеты на ее реализацию никто не отменял, частные инвестиции также никуда не ушли. Кроме того, не стоит забывать, что Парк Горького является центральным и власти заинтересованы в его развитии».
Не только на улице
Теплый сезон в Москве длится не так уже долго, поэтому одних только открытых пространств недостаточно для комфортной жизни в городе. «В Москве, конечно, много возможностей где провести время – парки, какие-то другие пространства, но проблема в том, что они все открытые. Учитывая российский климат, где 9 месяцев зима вперемешку с осенью, это не самый лучший вариант досуга. Остаются только торговые центры? Что можно предложить человеку, который хочет бюджетно провести время, просто погулять по городу?» - спрашивает читательница www.irn.ru Светлана.
Глеб Витков отмечает, что торговые центры сейчас действительно являются популярными местами досуга, поскольку помимо торговых точек, содержат и множество развлекательных возможностей. «Однако, кроме торговых центров, в Москве есть множество других общественных пространств: библиотек, которые в последнее время были реконструированы и теперь представляют собой местные коммьюнити, районных клубов, ДК, выставок и пр.», - отмечает он. К тому же парки предлагают досуг и для холодного времени года. В них организуются катки и другие зимние развлечения.
В отношении домов культуры была реализована комплексная программа реорганизации. «Ярким примером этих изменений является ДК ЗИЛ: в нем и раньше были различные кружки и мероприятия, но теперь их ассортимент заметно вырос, и они стали привлекать больше посетителей, как детей, так и взрослых. Библиотеки тоже стали более открытыми и доступными, был сделан акцент на мероприятия для пользователей, - считает эксперт. - На мой взгляд, важной идеей реорганизации библиотек и ДК стало изменение взаимоотношений между сотрудниками учреждений и посетителями. Посетитель – больше не враг, и главная задача сотрудника заключается в оказании помощи ему. Библиотекарь тоже теперь не барьер для пользователя библиотеки, а скорее хозяин своего дома, который поможет подобрать книгу и подскажет, где можно налить кофе».
Дух города
Некоторые жители скептически относятся к последним городским нововведениям и считают, что они разрушают исторический дух Москвы. Тем не менее Антон Иванов считает, что обновлений бояться не стоит, главное, чтобы они шли в верном направлении: «Важный вопрос – как не дать Москве превратиться в стандартный современный мегаполис со стерильными офисами и торговыми центрами. Возможно, как раз уличное пространство, наиболее восприимчивое к происходящим изменениям, и является зеркалом, современной интерпретацией московского духа. Со всеми изъянами и достижениями последних лет».
Поэтому к преобразованию города важно подключать как профессионалов, так и самих жителей. «Участвовать в городских преобразований должен каждый горожанин. Никто не знает лучше, чем местные жители, о проблемах улицы или района, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. И без диалога с ними качественная городская среда не сложится, - говорит эксперт. - Сложным вопросом является, в какой момент должны подключаться местные жители? На мой взгляд, мнения и запросы горожан могут формировать повестку для профессионалов и лечь в основу технического задания, а вопросы об архитектурных, градостроительных или инженерных решений должны обсуждаться и приниматься профессиональным сообществом».
Чего не хватает Москве
Глеб Витков выделил три наиболее важных проблемы, которые Москве пока лишь предстоит решить. Первая – транспортная несвязанность районов. «Одним из решений данной проблемы станет ввод МКЖД, запланированный на 2016 год. Ее актуальность сегодня под вопросом, но главное ее достоинство состоит в том, что она сможет быстро связать разрозненные территории, - говорит Глеб Витков. - Тем не менее Москве не хватает интеграции метрополитена и поездов пригородного сообщения, как это сделано во многих других городах».
Кроме того, остается актуальной проблема пробок. По мнению Глеба Виткова, ни один мегаполис невозможно полностью избавить от пробок: «Строительство эстакад и широких транспортных полос – это неправильный метод. В него сегодня скорее верят, нежели рассчитывают его эффективность. На деле же строительство подобных дорог приводит к разобщению районов города. По моему мнению, нужно предпринимать альтернативные действия: создавать места приложения труда не только в центре города, но и ближе к окраинам. Также важным мероприятием должен стать дорожный ремонт и создание поперечных связей в городе: соединение новых улиц и их фрагментов, чтобы предоставлять автомобилистам альтернативные пути объезда».
Еще одна проблема – недружелюбный вид большей части жилого фонда в городе. Сейчас застройщиков обязуют вводить новые серии панельных домов, власти пропагандируют квартальный тип планировки. Однако все это касается новых районов, а вопрос о том, как преобразовать старые, остается открытым.