Загородная недвижимость: покупатели хотят «дешево и сердито»
Геополитические и экономические проблемы обострили борьбу за выживание на загородном рынке
Геополитический кризис и связанные с ним макроэкономические проблемы усложнили и без того нелегкую жизнь девелоперов загородной недвижимости – из-за падения спроса обострилась конкурентная борьба, покупатели становятся все более требовательными к качеству и цене того, за что они платят деньги. По мнению экспертов, участвовавших в организованном IRN.RU круглом столе «Загородный «дарвинизм»: какие форматы недвижимости пройдут естественный отбор?», наибольшие шансы на выживание имеют проекты, которые могут заменить городскую квартиру и стоят недорого. Впрочем, если продавать совсем дешево, то покупатели найдутся и на участки без подряда вдали от цивилизации.
Вписаться в рынок или остаться за бортом
Ситуация на рынке недвижимости сейчас очень напоминает осень 2008 г., отметил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко. Причины проблем в отечественной экономике тогда и сейчас разные – шесть лет назад во всем был виноват глобальный финансовый кризис, сейчас – геополитический конфликт и западные санкции, ограничивающие доступ российских банков и компаний к дешевому западному финансированию, но последствия и в том и в другом случае практически одинаковые – кризис ликвидности.
Таким образом, в ближайшие месяцы на рынке недвижимости, по всей видимости, будет происходить примерно то же, что и осенью-зимой 2008 г., а 2015 г. будет во многом напоминать 2009 г. Компании, работающие на рынке недвижимости, столкнутся со снижением платежеспособного спроса, трудностями при получении кредитов и падением цен. В долларах цены, как и в предыдущий кризис, могут потерять до 35-40%. В рублях картина выглядит не так тоскливо: благодаря ослаблению курса отечественной валюты снижение рублевой стоимости недвижимости вряд ли превысит 10-15%. (См. «Цены на недвижимость Москвы и Подмосковья в условиях геополитического кризиса: тенденции и прогнозы».)
Впрочем, в любом случае крыша над головой остается базовой потребностью человека, и недвижимость, особенно в Московском регионе, всегда будет пользоваться спросом. Но не вся и не за любые деньги. Девелоперские компании стоят перед выбором – приспособиться к новой экономической ситуации и продолжать успешно стоить и продавать жилье или не провести необходимые изменения и оказаться за бортом рынка.
Коттеджи, таунхаусы, земельные участки: чем дешевле и качественнее, тем ликвиднее
Внешнеполитическая и макроэкономическая нестабильность уже успела нанести рынку загородной недвижимости достаточно серьезный ущерб, тем более неприятный, что и раньше, до начала нынешних катаклизмов, дела в этом сегменте шли ни шатко ни валко. Если в начале года застройщики и риелторы ощутили всплеск спроса, связанный с девальвацией рубля – люди пытались спасти рублевые накопления от обесценения с помощью инвестиций в недвижимость, то уже к третьему кварталу активизация рынка сменилась стагнацией: покупатели застыли в ожидании, не понимая: то ли надо срочно покупать жилье, пока не случилось чего-нибудь похуже, то ли подождать, пока оно подешевеет. В результате, по оценке председателя совета директоров ГК «Астерра» Александра Мирошникова, спрос на участки без подряда (УБП) в 2014 г. упал примерно на 30% относительно 2013 г., а проекты с готовыми коттеджами потеряли около 20% покупателей.
Правда, ситуация со спросом в разных проектах весьма вариативна. От недостатка покупателей больше всего страдают поселки, расположенные далеко от Москвы и предназначенные для сезонного, загородного проживания, а те форматы, которые могут стать альтернативой городскому жилью, чувствуют себя совсем неплохо – если, конечно, продаются по адекватной цене.
«Самые ликвидные, самые востребованные загородные проекты – сейчас в основной массе те, которые являются альтернативой городской квартире, то есть представляют собой единственное жилье. Это проекты с хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой», – подчеркнула руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова.
Например, в сегменте УБП больше всего пострадали дачные проекты за 30-м километром, а спрос на участки в 15-20 км от МКАД, стоимость 2 млн руб. вместе с коммуникациями, остается стабильным. Секрет успеха последних в том, что покупатели рассматривают такие участки как место для постоянного проживания (разумеется, после строительства дома), пояснил Александр Мирошников.
Высокая конкуренция сделала покупателей более требовательными к качеству проектов: никто не будет покупать жилье в поселке, который не подключен ко всем необходимым коммуникациями, где не построены дороги и не проведено благоустройство, отметил Мирошников. А попытки сэкономить на качестве строительства, непродуманные планировки и невыразительная архитектура обернутся низкими темпами продаж, даже если поселок может похвастаться неплохим месторасположением, добавила Татьяна Калюжнова.
Впрочем, при нынешнем уровне платежеспособного спроса ключевым фактором для покупателя все же является цена, причем не сотки или метра, а лота. То есть при выборе объекта человек учитывает общий бюджет покупки, отметил генеральный директор ГК «Экодолье» Константин Филиппишин.
Отвечая на этот запрос, застройщики сокращают площади домов и участков даже в сегментах бизнес- и элит-, но наиболее принципиален вопрос цены, конечно, в экономклассе. Например, у ГК «Астерра» самая востребованная площадь участков – 6 соток, квартир в малоэтажных домах – 30 - 30,5 кв. м. «Экодолье» продает коттеджи от 56 кв. м – такие «двухкомнатные квартирки под крышей на 4-6 сотках».
Так как девелоперы «загородки», особенно недорогой, сейчас фактически конкурируют с городскими проектами, то и в ценовой политике они ориентируются на городской рынок. «Задача застройщика – дать альтернативу безликому панельному домостроению и предложить коттедж или таунхаус по цене квартиры. Если это коттедж, мы рассматриваем среднюю стоимость трехкомнатной квартиры у ближайшей станции метро. Таунхаус – более экономичное жилье, поэтому здесь мы отталкиваемся от стоимости той же двух-трехкомнатной квартиры, но уже не в Москве, а ближайших к поселку городах Подмосковья», – резюмировал Мирошников.
Дальние дачи: низкая цена искупает любые недостатки
В сегменте дальних дач, который альтернативой городскому жилью в принципе быть не может, главный секрет выживания – предельно лояльная ценовая политика. Низкая цена может компенсировать даже качественные недостатки проекта, считает Дмитрий Гордов, партнер девелоперской группы «ИНТЕГРА», которая занимается девелопментом поселков с участками без подряда в удаленных от Москвы районах.
«Основной параметр, который определяет успех проекта – цена, – уверен Гордов. – Неважно – под окном труба или речка, прекрасно с документами или не очень. Если цена низка, всегда найдутся смелые люди, готовые вложиться в эти проекты».
Главный плюс такого суперэкономичного сегмента для девелопера – ровный спрос, практически не зависящий от внешнего фона. «Как бы доллар ни прыгал, договорились Путин с Порошенко или не договорились, в Ясногорье 10 участков в месяц как покупали, как и покупают», – похвастался девелопер.
Но для того чтобы хорошо зарабатывать в таком сегменте, застройщик должен иметь довольно большой портфель проектов – штук 15 по крайней мере, предупредил партнер группы «ИНТЕГРА».
Элитная недвижимость: миллион долларов – вновь деньги
Ситуация на рынке элитной загородной недвижимости очень зависима от внешних факторов, отметила Анна Ибатуллина, руководитель департамента загородной недвижимости «Ника Эстейт». Из-за роста напряженности в отношениях между Россией и западными странами некоторые состоятельные клиенты компании «Ника Эстейт» решили возвратить по крайней мере часть капиталов в Россию и вложить их в недвижимость. По словам Ибатуллиной, в основном покупали дорогие объекты в Серебряном Бору в Москве.
Однако в целом денег на рынке недвижимости премиум класса стало меньше. Во всяком случае клиенты агентств элитной недвижимости тратят их менее охотно: если раньше покупатели элитного загородного жилья в основном интересовались объектами в бюджете от $3 млн, то сейчас массовый запрос в этом сегменте составляет $1 млн.
Рынок элитной недвижимости в основном долларовый, поэтому резкая девальвация рубля привела к снятию некоторых проектов с продаж: не все застройщики хотят фиксировать рублевые цены, а покупатели в свою очередь не желают переплачивать. Впрочем, есть девелоперы, которые готовы пойти навстречу клиентам – по словам Ибатуллиной, скидки на элитную загородную недвижимости сейчас достигают 25-30% (в долларах).
Рецепт успеха
Объем предложения на рынке загородной недвижимости огромен, но качество строительства, архитектура, планировки, строительные материалы в примерно 80% проектов оставляют желать очень много лучшего, отметила руководитель компании «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова.
«Нормально себя чувствуют те счастливые 20% проектов, где девелоперы поняли, что если они построят плохо, то начнут тормозиться продажи; что на затоваренном рынке единственный шанс выжить – сделать качественно и недорого», – подчеркнула эксперт.
Соответственно, если девелопер создаст качественный и красивый проект по адекватной цене, особых проблем с покупателями не будет – даже в непростых экономических условиях. Во всяком случае, в бюджете от 10 млн руб. А в более экономичном сегменте на первый план все же выходит цена.