Подмосковье: строительство бизнес-городов
Новостройки и мегапроекты в Московской области
Представители правительства Подмосковья на международной строительной выставке MIPIM в Каннах провели переговоры с потенциальными инвесторами о перспективах строительства бизнес-городов за пределами МКАД. Как сообщило агентство «Интерфакс-Недвижимость», в пресс-службе зампреда правительства Московской области Германа Елянюшкина напомнили, что в настоящее время разрабатываются проекты четырех бизнес-городов: в Одинцово, Котельниках, Красногорске и Железнодорожном.
На самом деле ездить за инвесторами в Канны, оказывается, было не обязательно. Найдутся и российские инвесторы. О желании поучаствовать в объявленной программе, например, заявил на прошедшей в конце марта конференции RREF и руководитель ГК «Глубина» Дмитрий Гусев. «Глубина» уже представила подмосковным властям концепцию проекта первого бизнес-города в Одинцовском районе, предусматривающую формирование двух офисных инновационных кластеров и жилого микрорайона невысокой этажности, включающего также доходные дома.
Nota bene
Арендное жилье было одной из главных тем во время деловой программы RREF. Именно этот круглый стол собрал максимальное число чиновников из правительства Москвы. Вопрос, которой аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» пытался поднимать уже три года, наконец, как говорится, созрел.
Варианты развития
В ближайшее время будет объявлен открытый конкурс на развитие участка в Одинцовском районе площадью в 60 га. Все проекты по развитию данного участка должны включать строительство офисных и торговых помещений, жилья, создание парковых и пешеходных зон, спортивных объектов. Кроме того, строительство жилья должно учитывать расселение из ветхого и аварийного фонда.
«На сегодняшний день Московская область является лидером по жилищному строительству в России. Мы хотим стать и лидером по созданию рабочих мест в стране. Рынок коммерческой недвижимости совершенно новый для Подмосковья. У инвесторов есть большие возможности для развития бизнеса и нет конкурентов», – цитирует «Интерфакс-Недвижимость» слова Елянюшкина.
Так ли?
Еще в прошлом году губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил о планах по строительству четырех-пяти крупных бизнес-городов на территории Подмосковья. Эксперты рынка недвижимости отмечают, что эффект от их строительства будет разным в зависимости от конкретной локации, но все возможные минусы, без сомнения, перебьет один главный плюс – рост числа рабочих мест в области. Проблема маятниковой миграции в Московском регионе назрела давно, и решать ее надо.
Напомним, еще в 2013 году подмосковные власти заявили о намерении создать свыше 1 млн кв. м офисов в ближайших к Москве городах, чтобы уменьшить маятниковую миграцию.
Павел Лепиш, в недавнем прошлом генеральный директор компании «Домус финанс», а пока независимый эксперт рынка, считает: «Дефицит рабочих мест в области сегодня чувствуется очень остро. Львиную долю покупателей квартир в областных новостройках составляют так называемые «белые воротнички», или сотрудники офисов, которые вынуждены ежедневно ездить на работу в Москву. Они, безусловно, ценят возможность трудоустроиться рядом с домом. Поэтому эффект от строительства крупных офисных кластеров в области сейчас сравним с эффектом от ввода станций метро за МКАД. Можно предположить, что темпы удорожания жилья в районах расположения будущих бизнес-городов уже в 2014 году превысят среднерыночные».
«Дефицит инфраструктуры сегодня является одним из самых слабых мест целого ряда новых жилых проектов Подмосковья, – говорит Галина Гараева, генеральный директор компании «Континент». – Привлекательность первичного жилья существенно снижается, если район не обеспечен в достаточной степени социальными и коммерческими объектами. Развитие бизнес-городов вполне может стать катализатором роста ликвидности жилых проектов, расположенных по соседству».
Главное – заполняемость бизнес-центров
«Бизнес-города могут стать «точкой притяжения» для компаний той или иной отрасли, если в них арендуют площади крупные корпорации, – говорит Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG. – Еще одна категория арендаторов, у которой бизнес-города будут востребованы – это местные подмосковные компании. При нынешнем уровне вакантных площадей расположение за пределами МКАД, конечно, не обещает быстрой и беспроблемной заполняемости. Поэтому для девелопера важно сформировать новую точку притяжения, новый район деловой активности. Определенная категория арендаторов вполне может согласиться на такую локацию. Например, в удаленный от центра район может переехать компания, не имеющая в силу рода деятельности высокого трафика по клиентской базе. Если это компания - мировой бренд, она может стать «якорем» объекта и привлечь в него другие компании».
В целом, если арендаторам будет предлагаться вся необходимая инфраструктура, начиная от кафе и столовых и заканчивая ресторанами известных сетевых брендов и магазинами, предлагающими необходимые товары ежедневного спроса, уровень комфортности размещения в таких бизнес-городах не будет уступать объектам с центральной локацией, отмечают в www.irn.ru.
«Основой этих проектов я вижу не «выжим» квадратных метров, а создание синергетического эффекта за счет предоставления в рамках одной локации офисных и производственных мощностей, учебно-инновационных и социально-досуговых возможностей, а также возможностей для долговременного или среднесрочного проживания, – считает Дмитрий Гусев, управляющий партнер группы компаний «Глубина». – Иными словами, одним из ключевых факторов успешности бизнес-городов будет создание на их территории дружественной среды обитания.