Строительство дорог не решит транспортную проблему
Численность населения растет быстрее, чем появляются новые дороги
Жилье в Москве очень дорогое для большинства москвичей и новых жителей столицы. Поэтому они вынуждены искать квартиру в Подмосковье и каждый день ездить на работу в столицу. Из-за этого становится все больше пробок, и даже активная реконструкция дорог не спасает. Как, с точки зрения девелопера, можно решить транспортную проблему Московского региона, рассказал директор по продажам пригорода «Западная долина» девелоперской компании RDI Иван Потапов в ходе онлайн-конференции «Добраться до квартиры: самые быстрые шоссе Подмосковья».
Самые быстрые
По словам Ивана Потапова, транспортная доступность – важнейший критерий при выборе жилья в Подмосковье. Поэтому недвижимость на более свободных шоссе пользуется большим спросом. «К наиболее благополучным трассам я бы отнес: Киевское, Ярославское, Домодедовское и Симферопольское шоссе. К наименее благополучным стоит отнести: Волоколамское, Ленинградское, Дмитровское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанское и Новорязанское направления», - полагает эксперт.
В свою очередь читатели www.irn.ru в ходе онлайн-голосования назвали направления, на которых наблюдается лучшее, на их взгляд, соотношение «цена жилья/качество дорог/транспортная доступность». Лидерами оказались юго-запад (Калужское, Киевское шоссе – 20%), запад (Минское, Рублевское, Новорижское шоссе – 17%) и юг Подмосковья (Каширское, Симферопольское шоссе – 16%). Полностью результаты можно узнать в разделе «Онлайн-голосования».
«Следует сразу отметить, что в сторону Подмосковья ситуация обычно лучше, чем в сторону центра Москвы, – отмечает Иван Потапов. – Наиболее яркий пример – Киевское шоссе. В область трасса свободна в любое время дня и ночи, а вот в Москву пробка (особенно утром) растягивается на несколько километров. Виной тому развязка с МКАД, спроектированная в 60-х годах прошлого века, пробка на МКАД и затор на Ленинском, который по утрам медленно ползет в центр».
Дорожная карта
В настоящее время в Москве ведется реконструкция семи вылетных магистралей: Варшавского, Каширского, Щелковского, Ленинградского, Ярославского шоссе, шоссе Энтузиастов и участка Рублевского шоссе – Балаклавского проспекта. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в 2013 г. в Москве начнется реконструкция еще шести шоссе. В течение трех лет московские власти намерены реконструировать 12 трасс, а за пять лет – все 19 вылетных магистралей столицы.
За МКАД дороги также будут реконструированы. В 2013 г. начнется реконструкция Ярославского и Калужского шоссе. До 2015 г. должны построить дублер Щелковского шоссе.
Строительство дублеров, по мнению Ивана Потапова, способно разгрузить подмосковные дороги. «Вопрос в том, что будет в Москве в месте слияния дублера и основной трассы. Ведь пропускная способность практически всех трасс сегодня вполне удовлетворительная, проблема в бутылочных горлах, которые существуют на въезде в Москву или при пересечении с МКАД», – отмечает эксперт.
Лекарство – децентрализация
Способны ли эти действия московских и подмосковных властей решить транспортную проблему? По подсчетам правительства Москвы, реконструкция вылетных трасс может увеличить их пропускную способность на 20 – 30%. Серьезный показатель, если не принимать в расчет миграционные потоки. Москва остается центром притяжения для жителей российских регионов и соседних стран. Но из-за высоких цен на столичную недвижимость многие из новых жителей селятся в Подмосковье. «Застройка и заселение пригородов идет ускоренным темпом. Похоже, что этот темп превышает темп строительства новых дорог и развязок», – предполагает Иван Потапов.
Правительства Москвы и Московской области постоянно говорят о необходимости создания рабочих мест в пригородах и децентрализации транспортных потоков. «Наверное, это единственное решение проблемы, которое, кстати, в наших с вами руках: бизнес должен постепенно «спасаться» из тесного и непролазного центра, а люди должны активнее искать работу в своем районе», - считает эксперт.
Во многом именно с этой целью было принято решение о расширении Москвы. «И перевод госучреждений на новые территории был наиболее действенной мерой. Теперь, когда эта инициатива отклонена, развитие всего региона под вопросом, – считает Иван Потапов. – Правительство говорит о необходимости создания рабочих мест в области, но, как правило, создает их бизнес, который пока не видит достаточно стимулов для переселения из центра. Хотя процесс идет: запрет на парковку в центре и прочие интересные меры, типа организации платного въезда, постепенно «выдавят» оттуда лишние организации. Сегодня множество компаний размещает в центре «бэк-офисы» - подразделения, которые не несут никаких представительских функций и могли бы прекрасно размещаться на окраинах Москвы».
Эксперт уверен, что сейчас гораздо комфортнее размещать офис где угодно, но не в пределах Садового кольца: «В центре создали гораздо больше рабочих мест, чем он в состоянии принять. Можно говорить, «а вот, в других странах…», но надо воспринимать ситуацию как данность: транспортная инфраструктура Москвы уже не справляется с такими маятниковыми потоками, а главное, не справится с их увеличением».
Обычно, ратуя за офис в центре, компании подчеркивают, что это важно для комфорта клиентов. Однако даже для них поездка в центр уже не столь удобна. «Я тут поехал на переговоры на Тверскую в субботу... Час искал парковку, объехал весь центр по Тверской, Бульварному кольцу и Моховой и Знаменке, в итоге припарковался в километре от места назначения, и это в выходной день! Думаю, скоро многие начнут переезжать с Тверской или будут терять своих клиентов. Децентрализация Москвы – самый быстрый способ разгрузить дороги», - уверен Иван Потапов.
Таким образом, исключительно строительством дорог не удастся решить транспортные проблемы Москвы и Подмосковья. По мнению специалистов www.irn.ru, проблему надо решать комплексно. Необходимо развивать дорожную сеть, пассажирские перевозки, в том числе железнодорожные (подробнее об этом читайте в статье «Транспортные проблемы Москвы и Подмосковья не решаются транспортными средствами»), а главное – создавать в области рабочие места.