Россияне хотели бы иметь квартиры на курортах Болгарии и Испании
MetrInfo.Ru составил портрет посетителя выставки зарубежной недвижимости
Если у гражданина России имеется за границей недвижимость, это вовсе не означает, что он сказочно богат. Сегодня российский средний класс активно раскупает апартаменты и дома в разных странах мира, тем более что зачастую они дешевле, чем в том же Московском регионе. Люди, задумывающиеся о покупке «второго» дома, нередко делают выбор отнюдь не в пользу коттеджа в Подмосковье. Они предпочитают приобрести недвижимость на европейском курорте: и по деньгам выходит дешевле, и дней теплых больше, и море рядом, и комфорт обеспечен.
Мир теперь открыт для россиян, и они активно его осваивают: отправляют детей учиться в западные школы и университеты, ведут за границей бизнес, подолгу живут за рубежом, не теряя связи с Россией и даже продолжая работать, благо интернет позволяет, а кто-то и перебирается насовсем.
В процесс включается и старшее поколение: будущие и настоящие пенсионеры, взвесив все за и против, решают провести «осень жизни» в странах с мягким климатам, хорошим медицинским обслуживанием и недорогими товарами и продуктами.
Интересы наших людей в мире весьма обширны, всем им надо где-то жить, а значит, они либо арендуют, либо покупают жилье, и число заключаемых россиянами сделок в разных странах год от года растет.
Зарубежные застройщики, риелторские агентства в свою очередь также очень заинтересованы в российских покупателях. Отчасти этому взаимному притяжению поспособствовал экономический кризис, значительно опустивший цены на европейскую недвижимость. Да и в нашей стране стали опять модными разговоры об отъезде, по крайней мере, риелторы подтверждают, что клиенты все чаще интересуются, в каких странах недвижимость дает преимущества для получения вида на жительство, а со временем и гражданства.
Спрос, как известно, рождает предложение, и одним из признаков активного делового сезона в Москве, Петербурге и крупных городах России стало проведение выставок зарубежной недвижимости, которые в горячее время проходят буквально одна за другой. Недостатком посетителей они не страдают - народу приходит много.
В конце ноября в Москве прошла выставка «Вся недвижимость мира», и «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» был одним из ее экспонентов. Участие в выставке дало возможность поближе познакомиться с ее аудиторией, и журнал предоставленным шансом воспользовался. Семидесяти посетителям (в основном тем, кто интересовался стендом www.metrinfo.ru) было предложено подробнее рассказать о себе, о своих планах и о целях посещения экспозиции. Результаты этого небольшого исследования позволяют получить представление о россиянах, которые активно интересуются зарубежными рынками и в основном планируют купить жилье за границей.
Цель - информация
Выставка была практически одинаково интересна и «обычным» людям, которые пришли присматривать варианты жилья для себя, среди опрошенных таковых оказалось 54,3%, и профессионалам рынка, представляющим организации, - 45,7%.
Для обеих категорий посетителей - и «физиков» и «юриков» - экспозиция прежде всего - ценный источник разнообразной и полезной информации: о ценах, об объектах, о юридических аспектах сделок, о проектах и маркетинговой стратегии партнеров и т.д. А значит, главная цель гостей экспозиции – побольше узнать: 32,4% опрошенных собирались обсуждать профессиональные вопросы, 25% целенаправленно намерены были выяснять детали относительно покупки недвижимости, 13% - относительно продажи, 10,2% интересовались арендой. Ради консультаций по разным частным вопросам на выставку приехали 12%, ради семинаров – 7,4%.
Для увеличения нажмите на график
Штрихи: работа и семья
Большинство участников опроса имеют стабильную работу. Примечательно, что довольно широко было представлено руководящее звено: владельцы и директора компаний – 18,6%, топ-менеджеры - 17,1%, начальники отделов – еще 10%. Специалисты составили группу 28,6%. Обращает на себя внимание довольно внушительная группа пенсионеров – 15,7%, а это еще одно подтверждение: пожилые россияне формируют особую категорию покупателей «зарубежки».
Женщин на выставку пришло чуть больше, чем мужчин, – 54,3% и 45,7% соответственно, семейных посетителей (58,6%) тоже несколько больше, чем холостых (41,4%), хотя уж такого явного превосходства нет – доля «свободных» весьма значительна. Это, кстати, интересный момент: можно предположить, что среди «тяготеющих» к загранице довольно много людей предпочитают жить в свое удовольствие. Однако при этом у заметного большинства - 64,5% - есть дети (значит, и у части сегодняшних холостяков – тоже).
Для увеличения нажмите на график
Предпочтения: отдых на юге Европы
Конечно, не все посетители выставки планируют немедленно приобретать виллы и апартаменты, однако они «в теме» и представляют собой целевую аудиторию, которая может выступить в качестве коллективного эксперта. Поэтому участников исследования спросили, какой тип недвижимости, с их точки зрения, следует покупать, для каких целей и в какой стране.
Самой популярной у респондентов оказалась квартира на морском курорте (45,1%). На втором месте – дом или вилла (25,2%). На третьем – квартира в городе (24,2%).
Участники опроса также определили три основные цели покупателей: первым делом приобрести недвижимость для отдыха (35%), затем - для постоянного места жительства (28,7%) и вложить деньги (19,1%).
Самой желанной страной стала Болгария (24,8%). Вполне ожидаемый результат, Болгария – общепризнанный лидер среди стран, где россияне покупают недвижимость. Тут много причин: и низкие цены на квадратные метры, и относительно дешевая жизнь, и возможность без проволочек получить ВНЖ и ПМЖ, и специальные программы для пенсионеров, и язык похож, и люди радушные. Чуть отстает Испания (20,2%), где за последнее время сильно снизились цены и с нового года можно будет оформить ВНЖ покупателям недвижимости стоимостью более 160 000 евро. Третье место, но уже со значительным отрывом разделили Италия и Черногория.
Для увеличения нажмите на график
Планы: купим, но прежде подумаем
Большинство опрошенных посетителей - 58,6% - как и следовало ожидать - потенциальные покупатели, планирующие приобрести зарубежную недвижимость. Но не сразу после выставки: люди собираются либо съездить в отпуск в выбранную страну и там присмотреться к объектам, либо походить еще по выставкам и последить за рынком, выкраивая удобный момент для покупки. А вот небольшое число 9,8% от этой группы (5,7% от общего количества участников) заявили о готовности прямо на выставке договориться об ознакомительном туре и немедленно в него отправиться.
Для увеличения нажмите на график
Итоговая картина
А теперь попробуем, сложив наиболее характерные черты посетителей выставки, создать обобщенный образ будущего покупателя с некоторыми вариациями. Это вполне успешный профессионал, в большинстве случаев работающий на руководящих должностях. Семья – фактор необязательный, хотя дети у него (нее) могут быть. Запросы у будущих покупателей пока скромные - большинство хотело бы купить квартиру у моря в Болгарии или Испании для отдыха, аналог дачи, только более комфортной и далекой. К предстоящему приобретению люди относятся серьезно: «сломя голову» покупать никто ничего не станет. Покупатели намерены действовать очень осмотрительно: последят за рынком, съездят и посмотрят объект на месте. И только потом будут решать, стоит им покупать недвижимость или нет.
Заметим, что мотив «купить, чтобы жить постоянно», очень силен в этой среде, хотя пока он и не доминирует. То есть довольно много людей планируют отъезд из страны. С одной стороны, конечно, жаль, что так происходит, но с другой - вряд ли из этого нужно делать трагедию. Сегодня границы открыты, каждый человек волен выбирать, где ему жить, и необязательно этот выбор связан с политикой. В конце концов, россияне не так уж и давно получили возможность свободного передвижения по миру, и сегодня они ею активно пользуются.
Для справки:
Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru освещает рынок недвижимости Москвы, Московской области и регионов России с практичной точки зрения. В рамках журнала ведется еженедельная рубрика социологических опросов населения «Народное мнение», оперативно отслеживающая настроения людей по животрепещущим вопросам в сфере недвижимости.
На сайте работают пять онлайн-сервисов: квартирный калькулятор, курс квадратного метра, цены на жилье по районам, цены на жилье по метро, цены на жилье по округам. Аудитория интернет-журнала Metrinfo.Ru - все участники рынка недвижимости. Посещаемость интернет-журнала Metrinfo.Ru - более 700 000 человек в месяц.
«Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» признан лучшим интернет-изданием Московского региона по итогам 2011 года.