Генплан развития Москвы, по словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, появится в 2014 г. В нем будут учтены в том числе и новые территории. До этого о развитии Большой Москвы будет больше вопросов, чем ответов. Своими соображениями по поводу некоторых основных вопросов поделились коммерческий директор компании RDI Алексей Гусев и генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов в ходе онлайн-конференции «Чего не хватает Новой Москве, чтобы стать Москвой?».
 

Когда Москва станет Большой
Результаты архитектурного конкурса на разработку концепции развития московской агломерации были объявлены в начале сентября. Однако выбор лучших проектных групп не обязывает власти столицы воплотить победившую концепцию в жизнь или даже принять ее за основу (об этом читайте в статье «Генплан Большой Москвы появится еще не скоро, но со «Сколково» уже начинают работать»). Проекты – не более чем пища для размышления при поиске идей. Какая-то определенность может появиться только после принятия генплана Большой Москвы, предположительно в 2014 году.

Однако москвичей и жителей Подмосковья уже сейчас волнует, как будет выглядеть Большая Москва и когда можно будет увидеть ее воочию. По мнению Алексея Гусева, первые изменения уже заметны: «Мы, как и другие девелоперы, уже почувствовали изменения, например, в виде многократного усиления контроля со стороны административных органов, наведения порядка на строительной площадке, усиления миграционного контроля, вопросов, касающихся несанкционированных свалок и пр. Более того, некоторые результаты можно увидеть уже сегодня, а в ближайший год их смогут почувствовать все жители Новой Москвы. Также в ближайшие три года планируется большой объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры».

Александр Пузанов считает, что процесс ускорится после принятия генплана. «Если будет достигнуто общее согласие по поводу желаемого образа Новой Москвы, то это позволит внести существенные коррективы в существующие кратко- и среднесрочные планы развития, поскольку они будут «поверяться» направленностью на достижение стратегических целей, - говорит он. - И здесь отдельные реальные результаты, видимые жителями Москвы, могут быть достигнуты достаточно быстро. Не случайно все крупнейшие города мира имеют стратегические планы своего развития».

Но назвать точную дату, к которой Новую Москву можно будет назвать полноценным городом, не возьмется никто. Это не Олимпиада и не чемпионат мира по футболу, где у России есть международные обязательства по строительству. В данном случае развитие новых территорий ничем не ограничено, поэтому темпы застройки будут зависеть от ресурсов и основных потребностей в конкретный период времени (подробности – в статье «Будет ли построена Большая Москва?»).
 

Рабочие места против транспортных проблем
Многих читателей www.irn.ru волновал вопрос транспортного развития новых территорий, ведь для столицы это одна из самых насущных проблем. К решению этой проблемы, по мнению Александра Пузанова, надо подходить комплексно: «Должны быть реализованы лучшие международные практики развития мультимодальных транспортных систем». То есть в проекты транспортной сети должно быть изначально заложено гармоничное функционирование разных видов транспорта. Это и пересадочные узлы для пассажирского транспорта, и логистические центры для грузового.

Однако, по словам Алексея Гусева, главное – это создание рабочих мест на присоединенных территориях. Какие бы дороги ни построили, какую бы инфраструктуру ни создали, но если все жители новых территорий будут ездить на работу в центр «старой» Москвы, транспортные проблемы все равно будут. Как отмечает эксперт, явная нехватка рабочих мест уже остро ощущается в городе Московский, Щербинке, Троицке.

«Главным образом необходимо следить за тем, чтобы не возникали места с пиковой транспортной нагрузкой, поскольку любая транспортная инфраструктура, даже самая развитая «умирает» при слишком высоком скоплении автомобилей в часы пик, - уверен Алексей Гусев. - На мой взгляд, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо как минимум децентрализовать объекты, связанные с точками приложения труда, выстроить так называемую многополярную структуру – создать рабочие места как можно ближе к точкам жительства людей и не делать из них крупных центров».

«Сегодня всем понятно, что ситуация, когда 40% рабочих мест находятся в ЦАО – тупиковая, - согласен Александр Пузанов. - Основные идеи, которые сейчас обсуждаются: новые офисные центры в рамках реконструкции промышленного пояса Москвы (вокруг МКЖД) и в новых субцентрах как внутри МКАД, так и на территориях Новой Москвы».
 

Курс на малоэтажку
Столичные чиновники среди приоритетных типов застройки новых территорий не раз называли малоэтажные дома. «Для разных типов семей (и даже для одной и той же семьи на разных стадиях) может быть предпочтительна разная застройка. Нужно дать людям выбор, которого сейчас катастрофически не хватает, - говорит Александр Пузанов. - В общем случае законы экономики города определяют снижение этажности по мере удаления от центра города. В Москве сложилась обратная тенденция, которую важно переломить и не застраивать новые территории многоэтажками, как бы это ни выглядело заманчиво для строительных компаний с точки зрения прибыльности проекта».

К слову, сами девелоперы не возражают. По крайней мере Алексей Гусев, представляющий RDI, согласен с такими приоритетами: «Я считаю, что многоэтажное жилье строить в принципе нецелесообразно с точки зрения транспортной, инфраструктурной и инженерной нагрузки, комфортности проживания людей и пр. Единственное место, где многоэтажка более уместна, – это места ее примыкания непосредственно к Москве. Идеологически мы выступаем за мало- и среднеэтажную застройку как наиболее комфортное жилье для человека. Это подтверждается и транспортными аргументами, и парковочными местами и пр.».

Определенности в том, как именно должна развиваться Большая Москва, нет даже у идеологов проекта из столичного правительства. Однако основные приоритеты понятны: комфортная и неагрессивная городская среда без излишней плотности застройки, а также создание рабочих мест «рядом с домом». Большая определенность появится не раньше чем через два года.