В субботу, 28 апреля, наконец вновь открылась для пассажиров станция «Парк культуры» Кольцевой линии московского метро. Это произошло намного позже запланированного срока: единственный поставщик эскалаторов не выдерживает график поставок. По крайней мере, начальник столичной подземки Иван Беседин, сменивший на этом посту Дмитрия Гаева, в отношении которого было возбуждено, прекращено и вновь открыто уголовное дело, так объяснил факт задержки мэру Москвы Сергею Собянину.

Мэр поручил Беседину отныне закрывать станции на замену эскалаторов только при наличии нового оборудования. Не очень понятно, почему руководство метро само не пришло к этой мысли, считают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости».

Сейчас новых эскалаторов понадобится гораздо больше. Конечно, если будут реализованы амбициозные планы столичного правительства по строительству примерно 100 км новых линий метро с их выходом за пределы МКАД. Формально пока высшие должностные лица столицы твердо говорят об уже ведущихся работах по прокладке 50 км линий метрополитена и о 75 км всего за ближайшие пять лет. Но самое главное, как и предсказывал портал www.irn.ru (см. подробнее «Главный редактор IRN.RU: транспорт – основа интеграции «Большой Москвы»), метро необходимо вывести за пределы МКАД одновременно со строительством вокруг конечных станций крупных перехватывающих парковок. Только тогда удастся интегрировать Москву и Московскую область (рынок недвижимости которых де-факто давно стал единой агломерацией, но не может продолжить процесс объединения как де-юре, так и физически из-за транспортных проблем). Хотя определенные сдвиги есть (подробнее см. «Новая Москва»: разработка концепции ведется быстрее ожидаемого»).

«Как мы и обещали, до конца года готовы выйти дополнительно на 25 км линий, дополнительно – семь станций», – заявил глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин после окончания заседания правительства Москвы на прошлой неделе. Он отметил, что до конца 2012 года строительные работы начнутся фактически на всех 75 км линий метро, которые должны быть построены в ближайшие пять лет. Всего же запланировано построить до 2020 г. 150 км подземки. Правительство Москвы намерено в 2012 - 2020 гг. тратить примерно по 100 млрд руб. ежегодно на реализацию программы развития Московского метрополитена (с учетом замены вагонов на новые), сообщил он журналистам в среду на прошлой неделе. По его словам, в 2012 году на строительство метрополитена будет затрачено около 73 млрд руб. «Свыше 18 000 строителей работают в круглосуточном режиме», – сказал Хуснуллин.

Согласно утвержденной программе развития столичного метрополитена до 2020 года будет построено 150 км новых линий метро и 70 новых станций. В 2012 - 2015 гг. предполагается ввести в эксплуатацию 34 станции.

В этот период будут продлены действующие линии метрополитена в периферийные районы города, за пределы МКАД и на территорию Московской области; сооружены диаметральная линия «Третьяковская» – «Деловой центр» и участок третьего пересадочного контура «Нижняя Масловка» – «Хорошевская» – «Деловой центр». Кроме того, в планах стройкомплекса - задел по строительству новой Кожуховской линии от станции «Авиамоторная» до станции «Некрасовка».

«В результате реализации данной программы до 2020 года метрополитен увеличится в 1,5 раза и, соответственно, увеличится шаговая доступность станций метро и снизится перегруженность ряда линий метрополитена. Данная программа является минимальной для развития города», - сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на заседании правительства города.

Марат Хуснуллин уточнил, что общая протяженность линий метрополитена к 2020 году вырастет до 451 км, а количество станций - до 252.
 

Перспективная схема московского метро


Увеличить

Источник: www.mos.ru


Большая Москва
По словам Хуснуллина, хордовая линия вдоль Калужского шоссе на территории Большой Москвы может быть построена к 2020 г. Предполагается, что она свяжет существующую станцию «Проспект Вернадского» Сокольнической линии с двумя новыми станциями с рабочими названиями «Парламентский центр» и «Коммунарка».

«Эта линия будет проектироваться после 2015 г. и будет строиться по мере строительства на новых территориях», - сказал Хуснуллин. Он напомнил, что Сокольническая линия в настоящее время - одна из самых недозагруженных в московском метро.

По оценке специалистов www.irn.ru, метро с выходом за МКАД в комплексе со строительством новых железнодорожных путей и перехватывающих парковок сможет стать фактически спасением для рынка жилья Московской области (подробнее см. «Руководитель IRN.RU: избыток новостроек в Подмосковье будет тянуть цены вниз»). Регион-лидер по объемам строительства жилья сможет сохранить свой потенциал только в двух случаях. Либо здесь будут формироваться центры притяжения в виде создания кластеров с большим количеством рабочих мест, либо будет создана инфраструктура скоростного общественного транспорта, позволяющая добираться до места работы в Москве за приемлемое время.

Видимо, руководители столичного правительства придерживаются схожей позиции. Отвечая на вопрос журналистов, предполагается ли строительство метрополитена в Рублево-Архангельском, где может появиться международный финансовый центр, глава столичного стройкомплекса сказал: «Это не является первоочередной задачей до 2020 года… Если будет необходимость и Рублево-Архангельское будет активно застраиваться, мы такую потенциальную возможность [строительства метро] для себя оставляем», - добавил заммэра.
 

Другие общие перспективы
Осенью прошлого года в ходе обсуждения выхода московского метро до 2020 г. за МКАД озвучивались планы по строительству 44 станций и 98 км тоннелей. В частности, планировалось, что метро выйдет в район Большой Москвы, где в южном направлении продолжится Бутовская линия - от существующей станции «Бунинская аллея». Здесь появятся три новые станции: «Потапово», «Чичеринский проезд», «Новокурьяново». В юго-западном направлении от строящейся станции «Раменки» в Новопеределкино будет построено семь станций и 11 км путей. От существующей станции «Юго-Западная» метро проложат через Тропарево до станции «Румянцево». В северо-западном направлении - от станции «Речной вокзал» до станции «Химки». В северном направлении - от станции «Селигерская» через «Дегунино» в поселок Северный (две станции, пять километров). В северо-восточном направлении - от станции «Медведково» до поселка Челобитьево (одна станция, 2,2 км, одно депо). В восточном направлении - от станции «Черкизовская» до поселка Восточный (четыре станции, 6,7 км). В более долгосрочной перспективе запланировано освоение юго-западного направления, районов новой Москвы.

Согласно схеме, линии метро свяжут Сколково, аэропорт Внуково, варшавское, киевское и калужское направления. Будет осуществляться дополнительная проработка третьего пересадочного контура от станции «Нижняя Масловка» в направлении станции «Авиамоторная» (шесть станций, 17 км) и новой линии вдоль Ленинградского проспекта и Киевского шоссе (четыре станции, 8 км). Кроме того, рассматриваются варианты соединения радиальных линий по «большому кольцу метрополитена»: от станции «Авиамоторная» до станции «Каширская» (пять станций, 12 км) и от станции «Каховская» до станции «Кунцевская» (девять станций, 25 км).

В 2011 г. в Москве открылись для пассажиров три новые станции метро – «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». В целом в перспективах развития столичной подземки до 2020 года - выход в область и строительство третьего пересадочного контура.