В пятиэтажках, предназначенных под снос, по данным департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы, проживает 26 000 семей. До 2015 г. должны снести 1,3 млн кв. м ветхого жилья. Однако этот процесс из-за изменения практики расселения может быть осложнен – москвичей теперь переселяют из расчета «метр в метр» и не дают одновременно улучшить жилищные условия.

Председатель оргкомитета общественного движения «Московские переселенцы» Павел Кушаков считает, что переселенцы должны отстаивать свои права в судах. В то же время депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов уверен, что проблема лежит не в юридической, а в политической плоскости, поэтому единственное, что могут сделать переселенцы – попытаться переубедить столичные власти. Об этом эксперты рассказали в ходе онлайн-конференции «Новые правила расселения пятиэтажек: борьба с «халявщиками» или очередная несправедливость?».


Только чиновникам известно
Когда-то столичные власти обещали завершить программу сноса пятиэтажек до 2010 года. Но помешал кризис, и теперь все ветхие хрущевки должны быть расселены до 2015 года. Как сообщила в конце марта заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы Валентина Логунова, в ближайшие 1,5 года в Москве будет расселено 87 пятиэтажек, а до конца 2015 г. новые квартиры получат жители 339 домов. Подробнее об этом читайте в материале «За 1,5 года в Москве расселят 87 пятиэтажек».

Жители домов сносимых серий до сих пор не знают, когда их дома будут снесены. По словам Михаила Москвина-Тарханова, многие планы и правила, касающиеся строительства и землепользования пересматриваются, поэтому сейчас трудно предсказать судьбу того или иного дома.

«Однако у исполнительной власти на местах имеется информация, есть она и в управах, - отмечает депутат. - Если сами граждане не могут эту информацию достать, надо обратиться к только что избранным депутатам районных советов, желательно к таким, с какими будет разговаривать власть доверительно. Если не получается, то через электронные ресурсы комплекса градостроительной политики, через электронные информационные системы ИГАИС, путем запросов в органы исполнительной власти, обращения к избранному от вашего округа депутату Мосгордумы (чтобы не «сталкивать лбами», не надо обращаться к «непрофильным» депутатам, ищите «своих» на сайте Мосгордумы)».


Закон – это то, что думают о нем судьи
В последнее время процесс расселения пятиэтажек осложнился. «На сегодняшний день имеют место массовые нарушения при переселении. Вместо предоставления квартир по закону предлагают «из того, что есть в наличии», - рассказывает Павел Кушаков. - В случае постановки вашего дома в планы под снос, перед походом в ДЖП в обязательном порядке необходимо проконсультироваться с юристом, чтобы как минимум понимать, сколько метров и комнат должно быть в вашей законной жилплощади под переселение».

Новые проблемы переселенцев связаны с событиями годичной давности (подробнее об этом читайте в статье «Ветхие дома: переселение или обрушение?»). В феврале 2011 г. Мосгордума по требованию прокуратуры исключила «коррупциогенный фактор» из закона «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». Под коррупциогенным фактором подразумевалась формулировка «могут быть» в части, где говорится о том, что «гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии могут быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях».

Депутаты Мосгордумы тогда единогласно проголосовали за поправку, однако после этого началась острая дискуссия о принципах расселения, в том числе и среди народных избранников. Тем не менее с весны 2011 г. многим переселенцам предлагают жилье «метр в метр», тогда как раньше они могли улучшить жилищные условия одновременно с переселением из сносимого дома.

«Закон как таковой не изменен, изменена практика переселения, что по сути превратило переселение в выселение, в том числе в судебном порядке…» – говорит Павел Кушаков. Это приводит московских переселенцев в недоумение – почему жители соседнего дома, который был расселен раньше, смогли получить жилье лучше, а они должны опять жить в тесноте?

Дело в том, что чиновники и суды при принятии решения о предоставлении нового жилья стали руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ, а не московского закона. «Понятно, что почти никто не понимает, что происходит. Как так получается, что закон не изменился практически, за исключением одного единственного положения, а вся правоприменительная и судебная практика стала принципиально иной? Дело в толковании норм закона судами и органами исполнительной власти, изменилось именно оно. Как говорят англичане: «Закон – это не то, что думают о нем люди, закон – это то, что думают о нем судьи», - объясняет Михаил Москвин-Тарханов.


Назад в 1990-е
Причины противоречий между федеральным и городским законодательством стоит искать в становлении принципов расселения в постсоветское время. «В 1990-х годах действовал общий принцип расселения в Москве из аварийного жилья: люди получали из расчета «метр в метр» в любой части города. При этом полагалась комната на семью при раздельном лицевом счете, если счет не разделен, то все могли попасть в одну комнату, - вспоминает Михаил Москвин-Тарханов. - Весь город был наполнен скандалами и стычками. Люди требовали улучшения и хотели остаться в районе проживания».

В начале 2000-х столичные власти пошли на уступки: нанимателям стали предоставлять на выбор из расчета «метр в метр» в районах обжитых или по нормам предоставления (18 метров на человека) в районах массовой застройки. Собственникам площадь также продолжали предоставлять из расчета «метр в метр», но при этом давалась возможность докупить по льготным расценкам до 15 кв. м на семью, а 4-5 метров и вовсе давались дополнительно бесплатно.

Но и это не устроило многих жителей сносимых пятиэтажек. Тогда в 2006 году Мосгордума приняла ныне действующий закон, согласно которому все переселенцы получали новую квартиру в районе проживания: наниматели – по нормам предоставления (18 кв. м на человека), а собственники – из расчета «метр в метр» с правом докупить лишние метры по льготным расценкам. «Но если люди сознательно ухудшали свои жилищные условия до переселения, с ними поступали по федеральному закону – «метр в метр» в зоне массового строительства, а могли переселить и в коммуналку, - говорит депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. - Для тех, кто хотел быстрее решить свой вопрос, существовали договоренности (скажем, семья соглашалась уехать из центра на окраину, не требуя квартиры в районе проживания, но за это получала большую площадь и т.п.). Кто не мог получить, что положено, сразу, мог дожидаться решения в маневренном жилищном фонде».

Теперь в этой практике прокуратура усмотрела потенциальную возможность для коррупции. Изменилось толкование норм судами, при этом роль ревизора закона взяли на себя прокуратура и суд, давая расширительное толкование нормам ЖК РФ и тем самым отменяя реализацию норм московского закона. Михаил Москвин-Тарханов признает, что ситуация частично вернулась к 1990-м годам.


На чьей стороне справедливость?
Жилищный кодекс во главу угла при улучшении жилищных условий ставит принцип очередности. И в этом, по мнению чиновников, состоит главное противоречие со столичным законом – ведь согласно ему, наниматели квартир в пятиэтажках могут улучшить жилищные условия сразу при переселении в обход очереди.

Некоторые читатели www.irn.ru также усматривают в этом несправедливость. «Конечно, сейчас явно перегибают палку, но все же. Я сама очередник, дом мой под снос не назначен. И я не возражаю, конечно, чтобы пропустить в очереди тех, кто в ней давно стоит и реально нуждается в улучшении жилищных условий. Но у меня у самой есть знакомые, которые 15 родственников со всей страны в свою хрущевскую «двушку» прописали и получили в результате пять квартир! – поведала одна из читательниц. - Из них только в одной сейчас реально живут (собственно изначальные хозяева хрущевки), две квартиры сдаются, а две люди вообще продали, получили деньги, и так и остались жить в своем Пскове. Это же нечестно просто! Почему я ради таких людей, которым жилье и не нужно вовсе, должна ютиться вчетвером в «однушке» с отцом-инвалидом и двумя детьми? И никто мой дом сносить не собирается, а очереди еще неизвестно сколько ждать».

Как рассказал Михаил Москвин-Тарханов, весь пул готовых квартир в Москве делился на три части – для очередников, для возмездных программ (социальная ипотека, молодая семья, коммерческий наем и прочее) и для переселения граждан из ветхих и аварийных домов. И действовали три разных принципа: очередь на бесплатное жилье, очереди признанных нуждающимися в улучшениях и без очереди для переселения из аварийного и ветхого жилья, а также из коммунальных квартир.

«Очередники были недовольны: почему нет общей очереди для всех, хотя бы в отношении бесплатного жилья, почему люди, не стоявшие на очереди, бесплатно улучшают свои жилищные условия? Ведь реально все квартиры куплены за средства городского бюджета. Где равенство перед федеральным законом? Вот на эту точку зрения встали сегодня органы исполнительной власти Москвы, прокуратура и Мосгорсуд, - говорит депутат. - Вот поэтому неотмененные нормы закона по факту не применяются из-за расширенного толкования норм ЖК РФ».

Сам Москвин-Тарханов признается, что не знает, на чьей стороне справедливость, хотя и придерживается точки зрения, что жилищные условия переселенцам надо улучшать сразу: «Я не считаю, что я являюсь мерилом справедливости, но сомневаюсь также, что дата поставки на очередь является таким универсальным мерилом. Нельзя менять правила игры тогда, когда более половины ветхого или пятиэтажного жилья, коммуналок отселено по одним законам, нельзя начинать по одним законам, а теперь применять другие, ухудшающие права конкретной категории граждан, такого же мнения придерживается и Европейский суд по правам человека, можно опираться и на решения Конституционного суда РФ».


Хуже, чем в тюрьме
Новый подход столичных чиновников к расселению пятиэтажек вызывает протест у жителей хрущевок. «У нас ветхий фонд, в трехкомнатной квартире 54 кв.м проживает на постоянной основе и прописано восемь человек, реально три разные семьи, к тому же моя семья из трех человек стоит на очереди 15 лет. Вызвали в администрацию и предложили подписать договор найма на 3-комнатную квартиру 78 кв.м на все восемь человек. Все три семьи написали заявление на отказ от такого предложения», - поделился своим опытом фермер Василий Николаевич.

Еще более грустную историю рассказала читательница www.irn.ru Лариса: «Я с семьей живу в двух комнатах (24 кв. м) в коммунальной квартире с 1988 года. Вселилась с семьей изначально в коммунальную квартиру. Со мной проживал отец (инвалид I группы, лежащий, передвигался только на инвалидной коляске), бывший муж (в разводе 16 лет), сын 26 лет, дочь (мать-одиночка) 21 год, внучка 2 годика. Наш дом идет на снос. Даже по новому закону переселения должно было быть в отдельную двухкомнатную квартиру. Мне дали смотровой опять на 2 комнаты в 4-комнатной квартире. Отец, узнав о том, что мы опять должны переехать в коммуналку, получил инсульт и скончался».

Житель пятиэтажки Михаил сравнивает свои жилищные условия с тюремными. «Семья из 7 человек проживает на жилплощади 29 кв.м, таким образом на человека выходит 4,14 кв.м. Теперь внимание: по ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – не менее 5 кв.м. Сейчас мы живем хуже, чем зеки на зоне...» - сетует он.

Более страшное сравнение нашла читательница www.irn.ru Оксана: «Моя семья состоит из 6 человек, двое из которых несовершеннолетние дети (мой сын - 10 лет и дочь брата - 8 лет). Мы проживаем в коммунальной комнате 15,6 кв.м в муниципальной двухкомнатной квартире: на каждого человека приходится 2,6 кв.м. Не напоминает это вам размеры гроба?»


Власть на стороне очередников
Павел Кушаков считает, что стоит бороться за улучшение жилищных условий в судах. «Добровольно соглашаться на «незаконное равнозначное жилье» не стоит! Если все сделали правильно, т.е. обоснованно писали заявления и т.д., есть шансы выиграть и в районном суде. Если допустили ошибки, то, скорее всего, придется идти до Верховного суда».

Однако Михаил Москвин-Тарханов полагает, что чисто в юридической плоскости добиться чего-то очень сложно: «Если прекратить наивные беседы о разделении властей и правовой защите (до этого еще четыре поколения и лет сто в нашей стране), то вопрос в политической воле власти, причем власти именно политической, и в меньшей степени административной или судебной».

Можно через Госдуму добиться внесения двух «маленьких поправочек» в ЖК РФ, которые освободили бы столичный закон от блокирования судами на основе расширительного толкования норм федерального уровня. Но и здесь, по словам депутата Мосгордумы, должна быть политическая воля власти.

Поэтому лучшее, что сейчас могут сделать переселенцы, – это пытаться убедить власть в своей правоте. «Надо вести диалог с властью, идет серьезная дискуссия, исполнительная власть на стороне очередников, это ее право и ее видение справедливости, ее поддерживают суд и прокуратура, она опирается на федеральное законодательство и мнение правительства РФ. Думаю, надо вступать в диалог с правительством Москвы и убеждать, убеждать, убеждать. Силой здесь не взять, скандала никто не боится, справедливость им также душу греет, они не чувствуют себя в чем-то виноватыми, наоборот, искренне считают, что я не прав. Убеждать, обращаться, писать! А скандал бесполезен, отменят закон и все. На нашей стороне сегодня только рационализм и аргументация, логичная аргументация, а не правовая жвачка! Продавить скандалами здесь не получится. И в судах не выиграть!» - констатирует Михаил Москвин-Тарханов.

Хотя проблема расселения ветхих пятиэтажек непростая, однозначно можно говорить о том, что сносить хрущевки будут. По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», именно необходимость сноса ветхого жилья приведет к расширению предложения первичного жилья внутри МКАД – ведь территории для нового строительства нет, остается только реконструкция промзон и возведение новых домов на месте изживших свое пятиэтажек. А насколько этот процесс будет справедливым, сказать сложно – справедливость понятие относительное, в данном случае все зависит от политических решений столичных властей.