Государство ищет бизнес-партнеров на рынке недвижимости
Совпадение или сигнал рынку?
Власти до последнего времени не очень охотно шли на широкое сотрудничество с бизнесом в плане приватизации и даже долгосрочной (на 5-10 лет) аренды городского имущества. Либо распродавали «что поплоше», либо вдруг выставляли на аукционы суперобъекты типа гостиницы «Космос», когда суровая необходимость требовала любой ценой пополнить похудевшую казну. Поэтому сразу два призыва со стороны государственных компаний к сотрудничеству с частным бизнесом заставили специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» насторожиться. Неужели появляются признаки того, что государственно-частное партнерство может быть не только декларировано?
Департамент имущества Москвы – обладатель примерно пяти миллионов квадратных метров нежилых помещений. В том числе очень лакомых объектов. Только 40% из них арендовано частными предприятиями, по данным СГУП по продаже имущества Москвы. Остальные практически не вовлечены в хозяйственный оборот.
Конечно, не обходилось без сомнительных решений, когда даже при соблюдении буквы всех правил и законов в обход духа последних наиболее интересные участки, здания оказывались в распоряжении или собственности приближенных к власти компаний. В результате – скандалы, суды и очень мало ощутимой пользы для рядовых граждан. Поэтому соблюдать дистанцию в отношениях с частным бизнесом, тем более на рынке недвижимости, стало казаться хорошим тоном.
Федеральные власти после печального опыта слишком тесного сотрудничества с олигархами в девяностых также не афишировали стремления налаживать партнерство с любыми бизнес-структурами, даже некоммерческими объединениями. Предпочитали обходиться своими силами. Хотя призывы к развитию государственно-частного партнерства постоянно звучали, на практике они в основном оставались на бумаге.
Новые веяния
Но не успел самый короткий месяц в этом, хоть и високосном, году начаться, как рынок получил со стороны власти сразу два сигнала о повороте лицом к бизнесу. Вчера, 8 февраля, во Всероссийский день риелтора генеральный директор СГУП по продаже имущества Москвы Тимур Зельдич призвал членов Московской ассоциации риелторов (МАР) и Российской гильдии риелторов (РГР) (для них была организована специальная презентация) активнее участвовать в торгах на аукционной площадке СГУПа, приводить клиентов или выступать от их имени. «Мы открыты не декларативно, а операционно, – подчеркнул Зельдич. – Мы проводим торги без ограничений по составу участников, если у вас есть иностранные клиенты - готовы проводить презентации для них на английском языке. Мы пока плохо владеем хинди и китайским, но с основными языками проблем не будет», – пошутил он.
Неделей ранее заместитель федерального Фонда РЖС Денис Филиппов на обучающем семинаре для девелоперов заявил, что фонду необходимо знать мнение участников рынка о необходимости проведения дополнительных работ при подготовке участков к аукционам. По его словам, фонд может не только обозначить минимальную площадь застройки на выделяемом участке, но и провести геолого-исследовательские работы, маркетинговые исследования и даже «привязать» оптимальный набор зданий к местности. Конечно, у девелоперов возник вопрос, а какова тогда будет их собственная функция? Не говоря уже о том, что фонд только сделает расчеты, утвердит проект, а затем девелопер будет его финансировать и нести все коммерческие риски. С другой стороны, участники дискуссии отметили, что девелопер не обязан придерживаться разработок фонда, а может найти собственное, более устраивающее его решение.
Привлекая партнеров
И Фонд РЖС, и СГУП по продаже имущества Москвы отмечают, что готовы оказывать содействие в ускорении оформления необходимых документов (подробнее о деятельности фонда в этом направлении см. «Фонд РЖС помогает девелоперам не только обойти бюрократические рогатки»). СГУП тоже готов помогать деловым партнерам. «Если по закону минимальный срок оформления документа 21 день, то за 22 дня мы это сделаем», – заявил Тимур Зельдич. Что же, административный ресурс есть у обеих структур, отмечают в www.irn.ru.
Еще одно преимущество работы со СГУПом для риелторов – выставленный на торги объект гарантированно юридически чист, подчеркнул Зельдич. Иногда возникают споры, особенно с товариществами собственников жилья (ТСЖ), отметил он. Но с начала осени 2011 г. СГУП не проиграл ни одного дела в суде по таким спорам, хотя судебных тяжб хватает, сказал он.
Для справки
На должность руководителя СГУП Тимур Зельдич назначен в июне прошлого года. Он родился в 1972 г. в Москве, по данным газеты «Ведомости». В 1995 г. окончил МИФИ. В 1996 г. стал гендиректором торгового дома «Игроник». С 1999 г. – первый заместитель генерального директора, вице-президент группы компаний «Игроник». С 2008 г. – первый заместитель управляющего делами, директор департамента закупок Росбанка. С марта 2010 г. – управляющий партнер логистического оператора «Правильная логистика».
Объединенные усилия?
Еще одна мысль, заставляющая специалистов www.irn.ru думать о некоей согласованности действий, – приглашение участников рынка со стороны и СГУПа, и Фонда РЖС к самостоятельному поиску интересных объектов и участков.
«Если девелопер обращает внимание на какой-то участок, находящийся в федеральной собственности, и считает его интересным для жилой застройки экономкласса, то ему достаточно обратиться к нам с письмом в произвольной форме. Нужно указать только кадастровый номер участка», – сказал Филиппов из Фонда РЖС (см. «Фонд РЖС помогает девелоперам не только обойти бюрократические рогатки»).
«Если вы заинтересованы в каком-то объекте недвижимости, находящемся в собственности в Москвы, обращайтесь к нам – по электронной почте, по телефону. Хотя выставляемые на аукционы объекты поступают к нам на реализацию по решению Департамента имущества, а туда отправлять заявки – прерогатива его территориальных органов, мы найдем способ привлечь к объекту внимание», – сказал Зельдич.
«Но потом все равно этот участок (объект) будет выставлен на аукцион», – слово в слово подчеркнули один за другим Филиппов и Зельдич. Впрочем, это понятно: деятельность и той, и другой организации регламентирована одними и теми же законами и другими нормативными актами.
Подробности
Среди отмеченных во время презентации СГУПа объектов, выставляемых на ближайшие аукционы, особое внимание было уделено, например, помещению на Старой Басманной ул. (160 кв. м с потолками высотой 3,7 м) – стартовая цена аренды 13 452 руб. за кв. м в год. Или помещение на ул. Сергия Радонежского (всего 35 кв. м), стартовая цена аренды – 22 328 руб. за кв. м в год.
«Я сам пришел работать в СГУП из бизнеса и знаю, как трудно найти помещение по адекватной цене менее 50 кв. м, – сказал Зельдич. – Наша задача как раз в том, чтобы работать с самыми востребованными площадями – по 100 - 200 кв. м и менее».
Он также особо отметил, что информационная открытость СГУПа одинакова для всех, никаких преференций для членов МАР или РГР предоставляться не будет. Однако, по словам Зельдича, у профессиональных риелторов все равно есть некоторые преимущества перед другими претендентами на аукционах. Во-первых, знание и чувство рынка, которые могут быстро понять преимущества и недостатки выставляемых объектов для представляемых клиентов. Во-вторых, привычка к оформлению множества документов, связанных с недвижимостью.
Среди других важных моментов для потенциальных претендентов на победу на аукционе глава СГУП отметил, что если, например, победитель получает право аренды на помещение в 170 кв. м, а его деятельность разнообразна, то он может поделить объект на несколько частей. Например, если компания (или предприниматель) одновременно торгует одеждой, занимается ремонтом одежды и оказывает фотоуслуги, то можно поставить перегородки, чтобы все три вида деятельности здесь «уживались» одновременно. Но вот при подозрении в сдаче части помещения в субаренду Департамент имущества будет беспощаден. Проверки будут приходить каждую неделю, отмечают в www.irn.ru.
Впрочем, все подробности желающие могут узнать на бесплатных семинарах СГУП по продаже имущества Москвы, где будущих потенциальных участников в том числе тренируют держать себя в руках во время эмоционального накала аукционов.
Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru