Доступен свежий прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья до конца 2024 и на 2025 год от IRN.RU До конца года рынок будет стангнировать, потом цены могут поползти вниз Перейти

Три фактора, которые сейчас играют на подъем рынка недвижимости, могут обернуться в скором времени против восходящего тренда. Такой вывод можно сделать из доклада руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олега Репченко, выступившего на конференции рамках выставки «Недвижимость – 2011».


Визуальная картина
На графике индекса стоимости жилья в Москве «Индикаторов рынка недвижимости» четко видны два коридора колебаний цен на московское жилье. Он отражает динамику ситуации на рынке начиная с 1998 г., чтобы показать первый экономический кризис и его влияние на сегодняшнюю ситуацию.

 


Есть два ценовых канала, комментирует руководитель IRN.RU Олег Репченко. Первый – агрессивный (который присутствовал на рынке с 2003 г. по 2008 г., угол его наклона 25-30% среднегодового прироста), соответственно, рынок рос в этих пределах до печальных событий 2008 г.

«Впоследствии произошла коррекция цен, – говорит он. – Почему мы считали в долларах? Чтобы соблюсти преемственность: все должно быть сопоставимо. Когда рынок зарождался, исключительно доллары были мерилом стоимости. Конечно, когда сегодня продаются квартиры, цена выражена в рублях. Но когда мы начинаем сопоставлять цены с макроэкономическими показателями, например, с ценой на нефть, то она выражается в долларах за баррель».

Фактически падение цен «ударилось» о верхний край второго восходящего канала (умеренного). Угол его наклона – 10-15% годовых (примерно на уровне инфляции или чуть выше). Этот ценовой коридор наблюдался после выхода России из предыдущего кризиса, примерно в 1999 - 2003 гг.

Примерно параллельно умеренному каналу цены сейчас стали карабкаться вверх. Глядя на эту картинку, можно считать, что они продолжат восхождение примерно на уровне инфляции и через некоторое время вернутся на докризисный уровень – по индексу IRN.RU, это в районе $6000 за метр.

В результате сложилось впечатление, что коррекция цен произошла, но в глобальном смысле рынок остался восходящим (по причине инфляции хотя бы). Еще один вывод, сложившийся на рынке в 2011 г., – кризис остался позади. Но стоит подумать и над некоторыми другим вопросами.


Факторы «недвижимость – 2011»
Три основных фактора носят в целом позитивный характер для рынка недвижимости.

  • Приближение выборов в Думу и президентских выборов по разным причинам приводит к активизации рынка недвижимости и приросту цен.
  • Идея «Большой Москвы» открыла рынку недвижимости Московского региона «второе дыхание».
  • Начало закономерной коррекции перегретого фондового рынка привело наконец к перетоку средств в недвижимость, происходит бегство населения из денег, присутствует боязнь инфляции, ослабления рубля и всех валют.

На прошлой конференции в марте (см. «Непривычная динамика цен на рынке жилья: впервые за 20 лет») руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко уже подробно разбирал поведение цен в 2003 - 2004 и 2007 - 2008 гг. Можно фантазировать о принципах работы внутренних механизмов рынка, но результаты показывают: в эти периоды жилье вырастало в цене на 15-25%. То ли за счет вливания и освоения предвыборных бюджетов, то ли из-за свойственной российскому менталитету боязни перемен и попытки людей решить квартирный вопрос, «пока не стало хуже».

Второй фактор появился совершенно неожиданно и недавно. До возникновения идеи «Большой Москвы» складывалась патовая ситуация: с одной стороны, все хотят в Москву, с другой – Москва перегружена, строить негде и дорого, а дальнейшее уплотнение неизбежно приводит к снижению качества жизни. Соответственно, дефицит предложения удерживает цены на высоком уровне, хотя «справедливая цена» лежит гораздо ниже показателей на графике. Поэтому идея расширения границ Москвы позитивна, этот вопрос назрел.

Закономерная коррекция на перегретом фондовом рынке также заставляет людей фиксировать прибыль и покидать его. После кризиса 2008 г., в начале 2009 г. все правительства – и США, и Евросоюз, и Россия – стали накачивать рынок ликвидностью, произошло следующее. Как правило, государство деньги выделяло банкам, банки из-за нестабильности боялись кредитовать реальный сектор, поэтому все предпочитали играть с ликвидными активами: акциями, облигациями, фьючерсами. За следующие примерно два года рынок вырос как на дрожжах: индекс РТС – в четыре раза, вернувшись практически на докризисный уровень, такая же ситуация с Dow Jones и европейскими индексами. Нефть поднялась на докризисный уровень, золото, серебро подорожали в 2 - 2,5 раза. Потом деньги печатать перестали, так как вроде кризис был преодолен. В США вторая программа количественного смягчения завершилась в июне (о третьей пока не объявлено), в Евросоюзе вливание денег шло через кредитование банкротящихся стран – Греции, Португалии, Испании, Италии. Сейчас ситуация пришла к тому, что страны-доноры Европы заявили о прекращении финансовой подпитки. В России деньги вливались через повышение ликвидности госбанков. Вроде пузырь надулся, больше подпитки ему не требуется.

Но фондовый рынок живет по закону: если что-то долго растет в цене, рано или поздно оно начинает дешеветь. Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» начал говорить о грядущем «схлопывании» еще в марте-апреле (см. «Обзор рынка недвижимости по итогам апреля 2011 года»). «Мы увидели первую коррекцию на фондовом рынке в мае. Более серьезная коррекция произошла в августе, когда впервые за всю историю был снижен кредитный рейтинг США. Тогда инвесторы побежали из рискованных активов. А куда? Существует термин «защитный актив». Серьезно прибавило в цене золото и, соответственно, недвижимость», – заявил Олег Репченко.

Добавило проблем и существенное ослабление курса рубля. В результате операторы фондового рынка, заработавшие за последние годы не один миллион долларов, получили возможность либо существенно улучшить жилищные условия (и без того хорошие), либо просто вложить деньги с целью диверсификации и сохранения капитала. Что же касается людей, не игравших на бирже, которые просто увидели ослабление рубля, то традиционный подход российского обывателя – бежать в доллары. Но с долларом сейчас тоже беда. В евро? Всех второй год пугают, что сейчас распадется еврозона и евро тоже отменят. Остается недвижимость.


Поводы для позитива
Перечисленные факторы привели к очевидной активизации рынка недвижимости во второй половине лета и позволили полностью позабыть кризис. Конечно, никто не мог предвидеть идею новых территорий Москвы, которая возникла совершенно неожиданно, но и предстоящая коррекция на фондовом рынке и присутствие предвыборного фактора были очевидны еще весной.

На этой основе аналитический центр IRN.RU еще в середине весны 2011 года сделал прогноз о приросте цен (см. «Обзор рынка недвижимости по итогам апреля 2011 года») до весны 2012 года на уровне 15-20-25%. Так оно и происходит, как в шутке: «Я решил жить вечно, пока все идет по плану», - сказал Репченко.

На текущий момент прирост уже составил в среднем около 10% и, казалось бы, таким темпами есть все шансы набрать к следующей весне спрогнозированную величину. Однако это несколько наивное представление. А обратная сторона медали всегда есть, указывает Репченко.


Черные тучи на мировом горизонте
«Жесткая коррекция на фондовом рынке может оказаться не просто коррекцией, а вполне полноценной второй волной кризиса мировой экономики», – сказал Репченко. Сейчас мы оказались на ее пороге. Августовская жесткая коррекция финансовых рынков, благоприятная для недвижимости, готова в любой момент перерасти в полноценный обвал, сравнимый с осенью 2008 года. На текущий момент: падение РТС – почти 40%, золота – 20%, нефти – 15% от максимумов этого года.

Почему так происходит? События 2008 г. возникли не сами по себе. В экономике накопились серьезные проблемы. О них не раз говорилось, но от этого они не исчезли. Если совсем упростить, то западный мир привык жить за счет всех остальных. Такая картина мира сложилась после Второй мировой войны. Америка в 1971 г. отказалась от золотого стандарта, начала печатать необеспеченные доллары (кстати, сразу после того, как Советский Союз завершил выплату именно золотом военных займов по ленд-лизу. Именно постоянная накачка советским золотом Форт-Нокса позволяла США удерживать золотой стандарт так долго). И эти необеспеченные уже доллары продолжали скупать все подряд в виде золотовалютных резервов.

«По правилам игры у всех стран – от самых развитых до последних папуасов – в загашнике должно было быть сколько-то долларов, чтобы с этими государствами можно было иметь дело, – говорит Репченко. – И чем больше ты долларов скупил, тем больше тебя любят США и их сторонники».

В Европейском союзе ситуация схожая. С одной стороны, интеграция Европы – это благородная и возвышенная цель, с другой стороны, она привела к тому, что вся Южная Европа подсела на ту же кредитную иглу, что и Америка. «Вся Европа повисла на шее у Германии и Франции. Этим двум странам интеграция была нужна для сбыта своей продукции, в среднесрочном плане они выиграли, но в долгосрочном плане мы видим, что система начинает рушиться», –говорит Репченко. Получив доступ к широкому кредитованию, вся Южная Европа еще больше расслабилась и находится в состоянии дефолта, как Россия в 1998 г. «Это бочка с порохом, которая может в любой момент взорваться», – считает эксперт.

Что касается США, то их объем госдолга постоянно растет, он уперся уже в очередную планку, которая представляет собой годовой ВВП страны. Как ни одному человеку ни один банк не даст кредит больше, чем он зарабатывает за срок кредитования, так и страна не может занимать больше, чем годовой ВВП. В очередной раз госдолг США увеличился, но это лишь отодвигание проблемы на какой-то срок.

Какое отношение это имеет к России? Самое прямое. Не секрет, что Россия имеет профицитный бюджет и неплохо себя чувствует благодаря экспорту энергоресурсов. Если основные потребители энергоресурсов – США, Европа, Китай – уменьшат закупки, то положение российской экономики окажется чрезвычайно сложным. А за счет чего живет Китай? За счет того, что Америка и Европа покупают его ширпотреб. Если Америка и Европа сократят потребление, то у России возникнут сложности с экспортом энергоресурсов, а у Китая – товаров широкого потребления. Соответственно, упадут цены на нефть.

Прямой связи между ценами на нефть и на недвижимость нет, прямой пропорции построить нельзя. Но все прекрасно понимают: упадут они до $40-50, как уже случалось в истории, - и для российской недвижимости и экономики в целом наступят тяжелые времена.

Вывод: если нынешняя очень жесткая коррекция макроэкономических показателей продолжится, то она может утащить за собой и рынок недвижимости.

Есть еще один тонкий момент: нефть и золото встали в какой-то момент рядом как два именно защитных актива. И когда в августе на фондовом рынке началась коррекция, золото выросло с $1500 до $1900 за унцию. Сейчас откатилось практически назад – до $1600. Возникает вопрос – а чем отличается недвижимость? Как росла, так и может откатиться назад.


Еще кое-что для размышлений…
Если мировая экономика продолжит стагнировать, то усилится коррекция цен на нефть и возникнет дефицит бюджета. А значит, амбициозные планы в отношении «Новой Москвы» могут отодвинуться на неопределенный срок, и вызванный ими ажиотаж может быстро померкнуть.

Власти смогут активно продвигать идею «Новой Москвы» и вкладывать в нее средства только при условии профицитного бюджета. А это может быть только при условии высокой цены на нефть. Более того, противовесом «Новой Москве» является олимпийская стройка в Сочи. И если за идеей «большой Москвы» пока нет никакой конкретики, а только лозунги, то в сочинском проекте есть четкая дата: 2014 год. Причем Россия здесь связана международными обязательствами и рискует имиджем на мировой арене.

Так что проекты «Новой Москвы» могут обернуться мегапроектами новых подмосковных городов перед 2008 годом: рисовали красивые картинки, строили макеты, возили их на MIPIM, получали разные премии, а в результате копать нигде так и не начали. В результате ухудшение общей макроэкономической ситуации может отодвинуть реализацию «большой Москвы» как минимум на после 2014 года, потому что нужно спасать Олимпиаду.

Предвыборная интрига также разрешилась на этот раз слишком быстро, что может ослабить фактор «президентского ралли» для рынка недвижимости. Здесь важно учитывать поведение масс. Обыватель всегда боится чего-то нового, а здесь обществу объявили, что смены руководства фактически не будет. Перемен бояться не надо.


Размышляем по итогам сентября…
В преддверии круглого стола www.irn.ru уже подвел итоги сентября (см. «Обзор рынка недвижимости по итогам сентября 2011 года»). Еженедельный долларовый индекс уже пошел вниз и довольно существенно. По темпам прироста цен в сентябре с большим отрывом лидируют сегменты «дорогого жилья». Если говорить о типах – быстрее всего дорожают современные монолитно-кирпичные дома; если о географии – Западный и Юго-Западный округа; если о площади – трехкомнатные квартиры.

Если свести эти показатели вместе, то кто покупает «трешку» в ЮЗАО в современном монолите? Как минимум человек с доходами выше среднего класса. Топ-менеджеры, биржевые брокеры, которые заработали достаточно много за последние пару лет. Понятно, что в инвестиционных целях они не будут покупать квартиры в пятиэтажках. Они купят что-то похожее на золото, что будет сохранять стоимость в обозримом будущем, морально не устареет за 5-10 лет, будет пользоваться стабильным спросом у понятной им целевой аудитории либо покупателей, либо арендаторов.

Несмотря на общее оживление, цены поднимает в основном переток средств с финансовых рынков и инвестиционный спрос, направленный на хорошее жилье.

Еще один интересный момент. Как ведет себя рынок в условиях разгона и торможения. Когда происходит разгон рынка, то условно дешевое жилье (доля наиболее недорогих квартир) по темпам роста обгоняет дорогое. Основной спрос тянется к экономсегменту. Потом к нему подтягивается более инертное дорогое жилье. А вот при торможении все происходит наоборот. Дешевое жилье останавливается в росте, потому что обогнало рынок в среднем, а дорогое инерционно продолжает дорожать.

Именно это наблюдается в сентябре. Если не учитывать штучные единичные новостройки, то вторичный рынок, наиболее массовый, показывает общее направление развития ситуации. Превышение темпов дорожания «дорогого» жилья над «недорогим» – верный признак не разгона рынка, а перехода к стабилизации-стагнации.

Можно считать, что темы выборов и «Новой Москвы» являются не фундаментальными, а эмоциональными, даже иррациональными. Может, через 30 лет там и будет город-сад, но в ближайшие годы в лучшем случае там только начнут закладывать некие фундаменты. И еще в ближайшие 10-20 лет там будет только большая стройка без дорог, без инфраструктуры. Бежать сегодня что-то вкладывать в нее – как минимум неразумно.

Точно также нерационально вкладывать последние деньги в абы какую недвижимость, боясь обесценения финансов. «Меня очень смущает макроэкономическая ситуация, это большая пороховая бочка, которая может взорваться в любой момент, причем непонятно от чего», – сказал Репченко.

Что приводило к предыдущим кризисам? В 2008 году это был всего лишь крах одного банка Lehman Brothers. За ним последовал обвал на фондовых рынках, но это же не было причиной, а только поводом. Как выстрел никому не известного Гаврилы Принципа привел к Первой мировой войне, хотя фигура эрцгерцога Фердинанда не была значимой. Так же и сейчас: просто в августе одно рейтинговое агентство снизило на один пункт кредитный рейтинг США. «То есть некие аналитики решили, что теперь экономика США оценивается не на 5+, а просто на 5», – говорит Репченко. И вот результат.


Делаем выводы…
«Я не хочу, чтобы потом говорили, что Репченко накликал новый кризис, я просто призываю внимательно следить за происходящим», – сказал эксперт. По его мнению, текущая активизация рынка недвижимости, скорее всего, окажется непродолжительной. По макроэкономическим причинам она может сойти на нет и смениться стагнацией в любой момент – буквально за месяц-другой, как уже было в 2008 году. Даже если этого не произойдет, закономерный спад ажиотажа, окончание роста цен и начало стагнации следует ожидать после президентских выборов, т.е. по сути к следующим майским праздникам.

«Я не говорю ни о каком грядущем обвале цен, скорее всего, предстоит период стагнации, возможно небольшой коррекции цен на те же 5-10-15%, – прогнозирует руководитель www.irn.ru. – Если же ничего катастрофического в экономике не произойдет, то наш прогноз остается прежним: оживление до весны следующего года. К следующим майским праздникам мы увидим начало стагнации рынка: не столько спад цен, сколько снижение активности».


Что делать – рецепт от IRN. RU

«Надеяться на лучшее и делать все для этого, но быть готовым к худшему, – таков наш совет», – сказал руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко.


С презентациями выступлений других докладчиков можно ознакомиться здесь:

Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости»: «Московская недвижимость: чем закончится рост на эмоциях?»

Александр Шарапов, президент-элект FIABCI-Россия, вице-президент НП «Гильдия управляющих и девелоперов», президент группы NAI Becar: «Рынок недвижимости сегодня: практика инвестирования в период кризиса»

Председатель совета директоров ГК «ГородОК» Владислав Конюхов: «Доходные дома как способ сохранить и преумножить свой капитал в условиях экономических потрясений»