Дешевизна продолжает привлекать покупателей, но постепенно желающие купить загородный дом начинают отказываться от мысли строить его самостоятельно. Это опять угрожает рынку участков без подряда, который вроде бы начал умирать еще перед 2007 г., но оказался единственным действенным в период кризиса, когда землевладельцы начали «скидывать» активы в момент безденежья, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». А многие покупатели предпочитают приобрести дачу подальше от Москвы, зато обустроить ее по своему вкусу за понятные деньги. Но и это не уберегает от проблем.

Гендиректор крупной компании выбирал участок для дома 15 лет, потом пять лет его строил. Чтобы было «под себя», чтобы озеро, тишина. В 120 км от Москвы. Чтобы выбросить из себя шум, суету, чтобы посидеть, отдохнуть, послушать звуки рассвета или заката. Еще через пять лет он узнал, что, вероятно, в 500 м от его дома пройдет новая дорога в рамках программы развития дорожного строительства Московской области. Кто думает, что он обрадовался? Головная боль еще на 15 лет. А вроде и съезд будет организован, и быстрее можно будет добраться…

А нужна ему только тишина. Ей осталось существовать 5-10 лет.

И кому теперь жаловаться? Купил тихое место, а теперь здесь дорога будет, по которой смогут быстро добираться многотонные грузовики, спешащие на таможенные терминалы. А рассветы и закаты… Они все равно будут. Только чувства уединенности не будет.


Не обязательно дачи
Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» обследовали все заявленные на рынке загородные поселки с участками без подряда, где предусмотрены электричество и газ. Исследование охватывает все объекты в радиусе 250 километров от МКАД и включает 282 поселка по 20 направлениям (шоссе). (Подробнее можно посмотреть «Исследование рынка участков без подряда Подмосковья за 2009-2010 годы (Декабрь 2010 – Январь 2011)».)


Статистика
По данным компании «ЗемАктив», количество обращений от потенциальных покупателей «дальних дач» в начале 2011 г. увеличилось на 41%. А число посещений поселков по сравнению с показателями февраля в марте увеличилось на 43%, продажи за месяц выросли более чем в два раза.

Заметный рост объясняется началом высокого сезона на загородном первичном рынке. «В течение февраля отмечалось формирование новой волны спроса на дальние дачи. А в марте все говорит о том, что спрос сформировался и сезон наибольшей активности в сегменте экономкласса уже начался», – отмечает Юлия Севериненко, генеральный директор компании «ЗемАктив».

(О том, что сделки марта формировались в январе-феврале, – подробнее в ст. «Картина маслом»: загородная недвижимость – весна 2011. Элита».)

О том, что мартовский «рывок» был подготовлен еще в феврале, говорит и тот факт, что многие клиенты, которые в феврале только изучали рынок, в марте приняли решение о покупке. По данным «ЗемАктив», если в феврале купили участок 18% общего числа людей, приезжавших на просмотры, то в марте эта цифра выросла почти до 30%.


Организованные дальние дачи
Быстрее по сравнению с общим рынком Подмосковья в целом рос рынок дальних дач – в 70-120 км от МКАД. В IV квартале 2010 г. было продано в 25,6 раза больше участков по сравнению с IV кварталом 2008 г. Никогда за всю историю развития загородного рынка за такой короткий промежуток времени ни один сегмент не демонстрировал подобного роста.


Недвижимость


Всего, по данным Vesco Realty, за 2010 г. в зоне далее 70 км от МКАД было продано 5787 участков без подряда, что превысило уровень 2009 г. почти втрое. Средняя цена сделки по итогам 2010 г. составила $38 300 за весь участок.

Популярность «дальних» земель с течением времени будет только увеличиваться. Уже сегодня зона до 40 км не ассоциируется с комфортной и уединенной загородной жизнью: считают специалисты компании.


Динамика выхода новых коттеджных поселков, расположенных далее 70 км


Недвижимость


Источник: Vesco Realty

При выборе земельного участка многие москвичи рассматривают предложения, расположенные в большом удалении от МКАД, отметили специалисты www.irn.ru в статье «Растет популярность «дальних дач». В радиусе 30 км от столицы земля самая дорогая, позволить себе такую покупку могут немногие, в пределах второй «бетонки» наделы дешевле, но также доступны далеко не всем. В этих условиях потребители все чаще отдают предпочтение сегменту «дальних дач», то есть поселков, расположенных на расстоянии от 60 до 120 км от Москвы. Отдаленные участки недооценены. Так что подобные приобретения представляют интерес еще и с точки зрения инвестирования.

Основные тенденции и перспективы развития этого сегмента были освещены в ходе онлайн-конференции «Дальние дачи»: нераскрытый потенциал» на www.irn.ru.


Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru