Зеленоградский административный округ, он же город Зеленоград – своеобразный столичный феномен. Полностью расположенный почти в 20 км от МКАД, он тем не менее формально считается частью Москвы, чему есть вполне логичное историческое объяснение. Однако жители ЗелАО в связи с этим не важничают и считают себя в первую очередь зеленоградцами. А сам Зеленоград благополучно сочетает в себе столичные достоинства и недостатки с чертами самостоятельного подмосковного города.

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» завершает первую серию публикаций о неформальных портретах округов Москвы (см. предыдущий материал «Административные округа Москвы как образ жизни: ЦАО. В гуще событий»).


Филиал столицы
Зеленоград – молодой город, он был основан в 1958 г., когда было принято постановление Совета Министров СССР о строительстве под Москвой города-спутника. В то время планировалось возведение целой серии таких городов, но в итоге Зеленоград остался единственным московским округом, полностью расположенным за МКАД, а городами-спутниками сейчас нередко называют обычные подмосковные города, расположенные в нескольких километрах от столицы.

Изначально Зеленоград строился, чтобы рассредоточить население Москвы и развивать там текстильную промышленность. Однако уже в 1962 г. планы изменились: на строящийся город обратил внимание Государственный комитет по электронной технике. Власти решили превратить новый город в главный научно-производственный центр электроники и микроэлектроники СССР и свезти сюда лучшие научные и инженерные умы страны. Свое имя город получил в 1963 г., тогда же он был административно включен в состав Москвы.

Таким образом, город изначально оказался эксклавом столицы. Он расположен на расстоянии 37 км от центра Москвы и 17 км – от МКАД. «Это первый экспериментальный город-спутник – именно благодаря появлению Зеленограда  возник этот термин», – рассказывает Светлана Габуева, заместитель генерального директора «Московского агентства недвижимости».


Greencity
Жители Зеленограда нередко называют свой город Greentown или Greencity. Эта шутливая «европеизация» названия – не единственное заимствование у Запада. Например, устоялась европейская традиция делить город на старый и новый. Правда, учитывая возраст Зеленограда, это не означает разделения на некую культурно историческую и современную деловую часть, а лишь отражает более ранний и более поздний периоды застройки. Старый город – это та часть, которую стали застраивать с самого начала, она расположена к востоку от Октябрьской железной дороги до Ленинградского шоссе. «Новый город» начал застраиваться в 80-е гг. прошлого века, он расположен к западу и к югу от железной дороги.

Ассоциации с городами США вызывает отсутствие названий улиц. Привычные для России имена собственные есть лишь у нескольких улиц Старого города, в промышленно-коммунальных зонах, 19-м микрорайоне, а также входящих в город других населенных пунктах. На большей части территории Зеленограда основными географическими ориентирами являются номера корпусов, в которых первые одна-две цифры означают микрорайон. Поэтому зеленоградские адреса выглядят, на взгляд обычного горожанина, весьма причудливо, скажем, Москва, Зеленоград, корпус 1281, кв. 23. Стоит отметить, 13-го района в Зеленограде нет вообще, однако жители ЗелАО называют так кладбище в Восточной коммунальной зоне.

А еще в Зеленограде имеют хождение причудливые городские легенды. Например, жители рассказывают о подземном городе под территорией завода «Ангстрем». Поговаривают, что там имеется даже подземный аэродром. Еще одна любимая городская байка - о том, что по ночам в Большой городской пруд сливают токсичные отходы из секретных лабораторий Зеленограда.


Зеленый город
Как любят поговаривать местные жители, подобная информация умышленно распространяется зеленоградцами с целью уменьшить поток желающих поселиться в «столичном Подмосковье» (шутка). На самом деле экологическую ситуацию в Зеленограде принято считать благоприятной. Округ целиком расположен за пределами МКАД, на северо-западе области, до него практически не доходят выхлопные газы столичного автотранспорта и вредные выбросы московских предприятий (согласно розе ветров, ветры в Москве чаще всего дуют на юго-восток). Собственные же предприятия внутри округа не наносят существенного вреда атмосфере, так как относятся  преимущественно к легкой и электронной промышленности, которые не считаются вредными производствами.

Зеленоград и правда очень зеленый: почти четверть его территории занимают земли Гослесфонда. Общая площадь зеленых насаждений – около 30% территории: парк Победы, Городской лесопарк,  Крюковский лесопарк, дендропарк «Ровесник» и др. Через весь город протекает река Сходня, протяженность самого большого пруда – 1,4 км, на нем расположена лодочная станция. Кроме того, в Зеленограде есть два озера – Школьное и Черное.


Русская «Силиконовая долина»
Благодаря научному статусу города еще в советские времена Зеленоград получил прозвище «Русская Силиконовая долина». Это не могло не отразиться на социальном составе ЗелАО. По словам директора департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty Александра Зиминского, Зеленоградский округ традиционно считается самым «ученым» и интеллигентным. «Основными жителями стали «технари» не только из Москвы, но и со всей страны. Людей привлекала возможность получить отдельную квартиру за 2-3 года», – отмечает Светлана Габуева.

Даже в тяжелые для науки 90-е гг. город смог выстоять как наукоград, хотя строительство Центра информатики и электроники (ЦИЭ), начатое в конце 80-х гг. в Новом городе, было остановлено. Многие предприятия выжили благодаря созданию свободной экономической зоны «Зеленоград», налоговым льготам, отсрочкам выплаты долгов зеленоградских предприятий за тепло и электроэнергию, поддержки как из столичного, так и из федерального бюджетов.

Сейчас в городе работает немало научных и промышленных предприятий, среди которых «Ангстрем» и «НИИМЭ и Микрон», занимающиеся разработкой и производством интегральных схем, центр стандартизации изделий микроэлектроники «Дейтон», Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН, «Спурт», разрабатывающий аппаратуру космической и наземной связи, «Cитроникс Смарт Технологии», занимающийся производством смарт-карт. Здесь также развиваются технопарк «Зеленоград» и технологическая деревня МИЭТ. Там расположены офисы и производственные центры, конференц-залы и выставочные площади. Инноваторы могут здесь получить как консультации, так и помощь в регистрации малого предприятия, найти финансовую поддержку и помещение для реализации своего проекта. Если технопарк больше нацелен на инновационный бизнес, технологическая деревня МИЭТ ориентирована прежде всего на образование и науку, а также интеграцию научных разработок в бизнес-среду.

Неудивительно, что в таких условиях ЗелАО стал одной из площадок, на которых активно воплощается инновационная политика. В бизнес-инкубаторе «Зеленоград» на льготных условиях работают 28 инновационных малых и средних производственных предприятий округа. Первые эксперименты по внедрению турникетов в наземном транспорте проводились именно в Зеленограде.


Немосковские зарплаты

Несмотря на научно-техническое развитие ЗелАО, местные предприятия не в силах обеспечить работой всех жителей. По состоянию на 1 января 2011г. уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,9% от численности трудоспособного населения, что несколько превышает средние по столице показатели (1,6%).

«В Зеленограде представлены вакансии как непосредственно местных предприятий, так и сетевых подразделений или представительств московских компаний. Больше всего вакансий в сфере продаж и закупок и в промышленной сфере», – рассказал президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. Уровень дохода, предлагаемый в Зеленограде филиалами московских компаний, соответствует зарплатным предложениям в Москве. А вот зарплаты, предлагаемые зеленоградскими компаниями и предприятиями, в среднем на 20% меньше московских, что роднит Зеленоград с городами Московской области, где уровень зарплатных предложений составляет 70-80% от столичных показателей.

Из-за того что работы в ЗелАО не хватает, многие зеленоградцы, как и активные жители других подмосковных городов,  стараются трудоустроиться в Москве. Точнее, в тех ее округах, что расположены в пределах МКАД. «Доля резюме зеленоградцев, размещенных на портале Superjob.ru, составляет примерно 5% от всех московских резюме, что сопоставимо с долей резюме жителей подмосковных Химок, Мытищ, Красногорска, – говорит Алексей Захаров. – В то же время доля вакансий зеленоградских работодателей невелика – 1% от всех московских вакансий. Эти цифры отражают реальную ситуацию: множество жителей Зеленограда ездят на работу (и учебу) в Москву».

По словам эксперта, существует и «встречный поток» рабочей силы из Москвы в Зеленоград: зеленоградские предприятия или филиалы московских компаний нередко рассматривают соискателей с севера и северо-запада столицы, а также из близлежащих подмосковных городов. В этих случаях работодатель, как правило, организует доставку до места работы корпоративным транспортом.


Полдня – в пути
Однако движение в сторону столицы все равно намного интенсивнее. Ежедневно 40 000 жителей Зеленограда едут на работу в Москву, транспортное сообщение с которой обеспечивают Ленинградское и Пятницкое шоссе и железнодорожная ветка. Добраться на электричке до центра Москвы можно достаточно быстро (около 40-50 минут до Ленинградского вокзала ст. метро «Комсомольская», можно выйти и раньше – около станции метро «Петровско-Разумовская»), однако жители жалуются на катастрофическую загруженность в часы пик и периодическую отмену поездов.

Дорога в Москву на автобусе или личном транспорте осложняется серьезными пробками. «С Ленинградки есть два съезда – на 37-м км и на 41-м км, а на Пятницком – один. Работая в Москве, житель Зеленограда тратит на дорогу четыре и более часов в день», – говорит Светлана Габуева. Транспортную ситуацию на Ленинградском шоссе осложняют многочисленные логистические и торговые центры, а также поток машин в аэропорт Шереметьево. «Пятницкое шоссе очень узкое, по одной полосе в каждую сторону, разгрузить стоящую в пробках Ленинградку оно не может, – сетует Александр Зиминский. – С Ленинградского шоссе в районе Сходни можно свернуть на Сходненское шоссе и проехать по нему до Химок. Однако этим пользуются очень немногие – дорога настолько разбитая, что автовладельцам жаль «убивать» на ней машину». Приходится убивать время.

Московские и местные власти пытаются решить транспортные проблемы Зеленограда, но пока не слишком успешно. Некоторые надежды они возлагают на реконструкцию Ленинградского шоссе, обустройство выделенной полосы для общественного транспорта от метро «Речной Вокзал» вплоть до Зеленограда. Работы по созданию такой полосы планируется начать уже в этом году. Правда, чтобы реально облегчить ситуацию, выделенная полоса для общественного транспорта должна строиться в дополнение к существующим, а не изыматься у водителей личного транспорта. Иначе все может получиться так же, как на проспекте Андропова, где после введения выделенной полосы существенно увеличились пробки.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в качестве одного из способов решения транспортных проблем предложил построить дублер Ленинградского шоссе в районе двух главных въездов в Зеленоград, а также начать работы по проектированию дороги, которая свяжет Ленинградку с новой трассой Москва – Санкт-Петербург. Эту идею поддержал мэр Москвы Сергей Собянин. Кроме того, столичный градоначальник пообещал, что вскоре будет построена отдельная железнодорожная ветка до Зеленограда. А вот метро жителям ЗелАО придется ждать долго. Власти обещали жителям ЗелАО легкое метро, как в Бутово, однако в планах строительства станций Московского метрополитена до 2020 г. Зеленоград не значится.


Доплата за статус
Зеленоград начал строиться в хрущевскую эпоху, что отразилось на архитектуре города. Тем не менее ЗелАО одним из первых в Москве завершил программу сноса хрущевок. Было снесено 13 пятиэтажек общей площадью 42 400 кв.м. Вместо них в 2010 г. построено 3 дома общей площадью 50 200 кв.м. Два из них возведено за счет бюджетных средств, один – за счет средств инвестора.

Власти Москвы и округа не желают строить слишком много. По словам Сергея Собянина, не стоит превращать Зеленоград в Москву, застраивая каждое свободное место. 60 000 кв.м жилья будет достаточно, чтобы обеспечить квартирами всех зеленоградских очередников, считает префект Зеленограда Анатолий Смирнов, это всего 3-4 дома. Конечно, только обеспечением жильем очередников строительство в ЗелАО не ограничится, однако сейчас власти пересматривают генплан в сторону уменьшения площадей застройки.

По словам руководителя департамента городской недвижимости компании  «НДВ-Недвижимость» Светланы Бириной, в жилом фонде ЗелАО преобладают панельные дома высотой от 12 до 22 этажей.

Административная принадлежность Зеленограда к Москве приносит жителям некоторую пользу, например, столичные надбавки к пенсиям. Однако за статус москвича приходится платить: жилье здесь дешевле, чем в других районах Москвы, но, по данным компании «ИНКОМ-Недвижимость», примерно на 20% дороже средних показателей по городам, расположенным в 30-километровой зоне от МКАД. «Стоимость кв. м здесь одна из самых низких в Москве – 102 000 руб. В то же время квартиры здесь дороже, нежели в Подмосковных городах. Для сравнения, стоимость кв.м на рынке вторичного жилья в Реутове – от 90 000 руб.», – согласна Светлана Бирина.


Москвичи или зеленоградцы
Принадлежность ЗелАО к Москве – в большей степени формальность. Даже в официальных документах принято обозначение «Зеленоградский административный округ (город Зеленоград)». Сами жители себя называют зеленоградцами, а не москвичами.

«Эксперты зачастую стараются называть Зеленоград  «городом» из-за его особенностей – удаленного расположения от Москвы (почти 20 км от МКАД) и обособленности расположения, – говорит Светлана Бирина. – Зеленограду присущи все градостроительные признаки самостоятельного города, и ЗелАО, ранее планировавшийся как спальный район Москвы, стал сам формировать собственные окраинные спальные районы».

ЗелАО самостоятелен не только территориально, но и инфраструктурно. Город не испытывает недостатка в образовательных учреждениях, наиболее известным из которых является Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ). По данным рейтинга ГУ – ВШЭ, основанного на среднем проходном балле ЕГЭ, вуз занимает 116-е место в общероссийском списке и 14-е место среди технических вузов страны. Кроме того, на территории Зеленограда находится Московская государственная академия делового администрирования (МГАДА), педагогический и социально-правовой факультеты Московского городского педагогического университета.

К тому же ЗелАО – единственный округ Москвы, в котором нет очередей в детские сады. Несмотря на это, власти стараются работать на опережение: в этом году в городе появится еще один садик на 220 мест. В школах мест тоже достаточно, но качество школьного образования нельзя назвать безупречным. По данным департамента образования Москвы, лишь четыре образовательных заведения Зеленограда входят в список школ, стабильно обеспечивающих высокий уровень образования (для сравнения, в Западном округе таких школ 123). Правда, критерии отбора не до конца ясны. В пояснении к списку говорится лишь о том, что он составлен «на основании данных независимых экспертов».

В округе хорошо развита спортивная инфраструктура. Среди стадионов известны «Ангстрем» (футбольный) и «Элион» (регбийный), есть несколько ледовых дворцов, бассейнов и фитнес-клубов. Уже несколько лет подряд в Зеленограде проводится Гран-при по парашютному спорту на точность приземления. Это единственное в мире парашютное соревнование, проходящее в черте города.

Проблемы со здравоохранением властям округа пока в полной мере решить не удалось: медицинские учреждения переполнены на 30% от нормы. Сейчас в районе Крюково строится семиэтажная поликлиника на 750 посещений в смену, которая должна быть возведена к концу 2011 г. И еще один местный рекорд: 2,5 года назад на территории ЗелАО открылся новый роддом – самый большой в Европе. Родильный комплекс размещается на площади 41 000 кв.м, акушерское отделение рассчитано на 180 коек и гинекологическое – на 60 коек. Палаты рассчитаны на 2-4 человека, в каждой – собственный туалет и душ.

Очевидно, что Зеленоградский административный округ Москвы – совершенно особенный. Формально относясь к столице, он сформировался и развивается как полностью самостоятельный город, причем достаточно благополучный по многим показателям. По мнению специалистов www.irn.ru, административное подчинение Москве способствовало в свое время хорошему «старту». Общую картину немного портит завышенная стоимость жилья в сравнении с аналогичными по удалению городами Подмосковья. В то же время зеленоградцы могут утешаться тем, что их город по своему уникален и объективно – один из лучших в Московской области.


Только факты:

  • В состав ЗелАО входят пять районов:  Крюково, Матушкино, Савелки, Силино, Старое Крюково
  • Общая численность населения 219 000 человек
  • Общая площадь 37,2 кв. км
  • Крупнейший по населению район – Крюково, по плотности населения – Матушкино
  • Самый маленький по населению – Старое Крюково, по плотности населения – Силино
  • Крупнейший по площади – Крюково, самый маленький – Старое Крюково