Путь примирения. «Газпром» и петербуржцы
Довольными могут ощущать себя все, кроме птиц и экологов
Ход «Газпром-нефти», которая после многолетнего скандала со строительством «Охта-центра» купила землю на открытом рынке у группы ЛСР, достоин восхищения, считают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости». Она безропотно отнесла уже понесенные затраты на проектирование небоскреба для своей штаб-квартиры, подготовку участка, консультации и т.д. на убытки, а сама просто решила строиться в другом месте. И вместо «Охта-центра» возводить «Лахта-центр».
Одним выстрелом убито примерно пять зайцев. Ублаготворено ЮНЕСКО, которое возражало против нарушения исторического архитектурного облика Cеверной Пальмиры. Федеральное правительство сохранило лицо перед мировом сообществом в заботе о культурном наследии. Губернатор Валентина Матвиенко не причислена к «исчадиям ада» в глазах будущих поколений, но все равно может рассчитывать на немалое пополнение городского бюджета в виде местных налогов. Петербургские градозащитники успокоились, они чувствуют себя победителями, их возможные возражения против нового проекта уже станут в глазах общества неприличными. И сам «Газпром» сохраняет лицо: решили сделать штаб-квартиру в Санкт-Петербурге – сделаем. Более того, без помощи властей, хотя Матвиенко и обещала предоставить новый участок. Теперь власти Петербурга оказываются моральными «должниками» перед корпорацией. На фоне этого понесенные затраты уже кажутся мелочью. Хотя, конечно, таковыми не являются.
Для справки: по сообщениям СМИ, из бюджета в 60 млрд руб. на возведение всего здания «Охта-центра» «Газпром» уже потратил около 7 млрд руб.
Теперь штаб-квартира компании «Газпром-нефть» разместится в Приморском районе, на берегу Финского залива, на участке в 14 га, который «Общественно-деловой центр (ОДЦ) «Охта» купил у группы ЛСР. Цена вопроса не разглашается, некоторые высшие оценки средств массовой информации доходили до 1,5 млрд руб. Минимальные – до 560 млн руб.
Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» склонны ориентироваться на уровень около 900 млн руб. Цена в $200 за кв.м вполне нормальна для сегодняшнего рынка, считает еженедельник «Недвижимость и строительство Петербурга» (www.nsp.ru).
Участок этот группе ЛСР, оказывается, был не очень нужен: на этой территории (Лахтинский пр., 2) сейчас размещается производство ОАО «Рудас», входящего в группу ЛСР. Но по правилам землепользования и застройки в будущем эта площадка не могла использоваться для промышленных нужд. «Мы рады, что участок заинтересовал «Газпром», – приводит «Недвижимость Петербурга» комментарий ЛСР.
В принципе участок относится к зоне общественно-делового строительства, высота фоновой застройки – 27 м. Однако при разработке градостроительной документации девелоперу, вероятнее всего, удастся согласовать небоскреб. По предварительным данным, полученным на компьютере, при взгляде из центра города башня даже при сохранении старого проекта будет выглядеть как объект второго плана и теряться в дымке – ее удаленность составит около 10 км.
Впрочем, «Газпром» не заявлял, что собирается просто перенести проект на новый участок. Все-таки, высота здания в 400 м, общая площадь 310 000 кв.м – это не кукольный домик. Наоборот, были сигналы, что проект будет нуждаться в серьезной переделке: другие почвы, другой природный и архитектурный ландшафт, другая экономика строительства, наконец. «Функциональное назначение комплекса будет существенно изменено и адаптировано к новому месту расположения», – подчеркивается в пресс-релизе ОДЦ.
Еще одна выгода городу от возведения «Лахта-центра» – сопутствующая синергия. Строительство такого огромного здания, принадлежащего такой богатой компании, неизбежно повлияет на экономику близлежащих территорий. И это не только ресторанчики, которые начнут вырастать вокруг. Например, расположенный рядом яхт-клуб «Геркулес», скорее всего, обретет новых клиентов. У «Газпром-нефти» хватит высокооплачиваемых менеджеров. Ведь яхта рядом с офисом – очень удобно по пятницам.
Два вопроса
Первый – наверное, самый важный. Это транспорт. Площадь в 310 000 кв.м подразумевает присутственные часы для 10 000–15 000 человек. У «Газпрома» хватит влияния, чтобы ускорить строительство Западного скоростного диаметра, но насколько последний сможет разгрузить въезды-выезды города, да и просто близлежащие улицы – вопрос.
Парковки. Это больная тема для Москвы, поднятая новым мэром, но и Петербург с ней сталкивается не первый год. Парковки – нераздельная часть транспортной проблемы, решать ее тоже нужно. Пусть из даже 10 000 сотрудников офиса только 8000 имеют личные автомобили… Комментарии излишни. Нужно планировать минимум 50 000 кв.м парковок, считают в www.irn.ru. Если не пустить дело на самотек, как часто бывает.
Второй вопрос – экология. Оказывается, башня «Лахта-центр» должна встать на традиционном пути миграции птиц, которые могут разбиваться о нее в полете. Правда, ученые говорят, что утверждать это можно только после изучения ночной миграции. Тогда минимальная высота пролета птиц вблизи Юнтоловского заказника была 50 м. Но большинство особей летело гораздо выше: средняя высота составляла около 600 м.
Сергей Жарков, главный редактор портала www.irn.ru